Спор о необходимости установления санитарно-защитной зоны

Предмет спора: признание недействительным пункта предписания

Суть спора: публичное акционерное общество «Федеральная гидрогенерирующая компания — Русгидро» в лице филиала ПАО «РусГидро» — «Чебоксарская ГЭС» (далее — заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Территориальному отделу Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике — Чувашии в г. Новочебоксарск, Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике-Чувашии о признании недействительным пункта 1 предписания № 47-Н от 04.06.2019.

- Реклама -
Вебинар внутри поста — copy

В ходе судебного заседания представители заявителя требования поддержали. Указали, что на общество не распространяются требования СанПин 2.2.½.1.1.1200−03, так как предприятие является действующим, не реконструируемым или вновь создаваемым. Превышение гигиенических нормативов по показателю «оксид углерода» общество не допущено.

Решение суда: требование заявителя является обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Фабула дела: На основании распоряжения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике-Чувашии Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора была проведена плановая выездная проверка в отношении ПАО «РусГидро» соблюдения требований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, соблюдения требований технических регламентов.

В ходе проведения проверки было выявлено, в том числе, что не установлены размеры санитарно — защитной зоны, при наличии Проекта обоснования, организации и планировки санитарно-защитной зоны филиала ОАО «РусГидро» — «Чебоксарская ГЭС» по адресу: Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, ул. Набережная, д. 34 о соответствии санитарным правилам и нормативам.

По результатам проведенной проверки Обществу выдано предписание об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований, из которого следует, в том числе, что Обществом не установлены размеры санитарно — защитной зоны, при наличии Проекта обоснования, организации и планировки санитарно-защитной зоны филиала о соответствии санитарным правилам и нормативам, что является нарушением пунктов 4.1, 4.3 СанПиН 2.2.½.1.1.1200−03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», пункта 3.1.7. СанПиН 2.1.6.1032−01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест».

Согласно пункту 1 предписания заявителю предписано установить размеры санитарно — защитной зоны для промышленного объекта.

Не согласившись с пунктом 1 предписания, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Правовое обоснование: В силу части 2 статьи 52 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 № 74 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее — СанПиН 2.2.½.1.1.1200−03) «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», которые регламентируют порядок разработки и установления санитарно-защитной зоны.

Согласно пункту 2.1 СанПиН 2.2.½.1.1.1200−03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом № 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее — СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности — как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

В соответствии с пунктом 3.1 СанПиН 2.2.½.1.1.1200−03 проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств. В проекте санитарно-защитной зоны должны быть определены: мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия (пункт 3.10 СанПиН 2.2.½.1.1.1200−03).

Для промышленных объектов и производств, не включенных в санитарную классификацию, а также с новыми, недостаточно изученными технологиями, не имеющими аналогов в стране и за рубежом, размер санитарно-защитной зоны устанавливается в каждом конкретном случае Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, если в соответствии с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух они относятся к I и II классам опасности, в остальных случаях — Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем (пункт 4.8 СанПиН 2.2.½.1.1.1200−03).

В силу статьи положений статьи 20 Закона N 52-ФЗ атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее — места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека.

Согласно пункту 4.1 СанПин 2.2.½.1.1.1200−03, установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.

При этом, пунктом 3.1.7 СанПиН 2.1.6.1032−01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», введенным в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 17.05.2001 № 14 предусмотрено, что достаточность ширины санитарно-защитной зоны подтверждается расчетами прогнозируемых уровней загрязнения в соответствии с действующими указаниями по расчету рассеивания в атмосфере загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах объектов, а также результатами лабораторных исследований атмосферного воздуха в районах размещения аналогичных действующих объектов.

Пунктами 4.2.1, 4.2.3 СанПиН 2.1.6.1032−01 предусмотрено, что предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом) устанавливаются территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам и согласованного с органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы плана мероприятий по их достижению. Проекты нормативов предельно допустимых выбросов по отдельным объектам до включения их в сводный том предельно допустимых выбросов конкретной территории должны пройти санитарно-эпидемиологическую экспертизу для установления соответствия их санитарным правилам.

Из материалов дела следует, что филиал ПАО «РусГидро» — «Чебоксарская ГЭС» имеет проект обоснования, организации и планировки СЗЗ, который был разработан в 2006 году.

На проект СЗЗ имеется санитарно-эпидемиологическое заключение территориального отдела Управления Роспотребнадзора о соответствии Проекта СЗЗ требованиям СанПиН, СанПиН 2.1.6.1032−01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест». Основанием для признания явилось экспертное заключение санитарно-эпидемиологической экспертизы градостроительной и иной проектной документации филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике. При этом в экспертном заключении указано следующее: «Проведенная оценка ОАО «Чебоксарская ГЭС» как источника воздействия на среду обитания и здоровье человека с учетом совокупности всех перечисленных факторов (фактора химического загрязнения атмосферы, факторов шумового, вибрационного, теплового воздействия, факторов воздействия электромагнитного поля), оценки хозяйственной деятельности предприятия, анализа планировки прилегающей местности, промплощадок предприятия и климатических условий района, показывает, что уровни воздействия предприятия на среду обитания достигают нормативных значений внутри границы предприятия, ОАО «Чебоксарская ГЭС» не является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, и поэтому санитарно-защитная зона не является обязательным элементом для ОАО «Чебоксарская ГЭС».

В 2012 году, взамен ранее выданного СЭЗ 2007, Филиалом было получено санитарно-эпидемиологическое заключение территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике о соответствии Проекта СЗЗ требованиям СанПиН. Основанием для признания явилось ранее выданное СЭЗ 2007.

При этом, 21.05.2019 филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Чувашской Республике — Чувашии в г. Новочебоксарске» по поручению Территориального отдела Управления Роспотребнадзора был проведен отбор проб воздуха на границе СЗЗ для химического анализа.

По результатам анализа был выдан протокол лабораторных испытаний от 23.05.2019 № П 323 согласно которого превышений ПДК по исследованным компонентам не выявлено.

Кроме того, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике — Чувашии» было подготовлено экспертное заключение № 19−02−212 от 27.05.2019, из которого следует, что осуществляющая производственная деятельность филиал ПАО «Русгидро» — «Чебоксарская ГЭС» по адресу г. Новочебоксарск, ул. Набережная, д. 34 соответствует требованиям, в том числе, СанПиН 2.2.½.1.1.1200−03 Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (Новая редакция).

Согласно пункту 1.2 СанПиН 2.2.½.1.1.1200−03 источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека (загрязнение атмосферного воздуха и неблагоприятное воздействие физических факторов) являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК (предельно допустимых концентраций) и/или ПДУ (предельно допустимых уровней).

Согласно доводам Управления, основанием для требования об установлении размеров санитарно-защитной зоны для промышленного объекта послужили три протокола лабораторных испытаний № 47А (Н) от 18.06.2018 года, № 110А (Н) от 12.10.2018 года, №П193 от 08.04.2019 года, из которых по мнению Управления, следует превышение 0,1ПДК.

Из протокола лабораторных исследований атмосферного воздуха от 18.06.2018 № 47 А (Н) следует, что показатель углерод оксид составил 0,62 м.р., 0,54 м.р., гигиенический норматив составляет 5,0 м.р. Исследование произведено прибором ГА «ЭЛАН-СО-50».

Из протокола лабораторных исследований атмосферного воздуха № 110 А (Н) от 12.10.2018 следует, что показатель углерод оксид составил 0 — 1,10 м.р., 0 — 1,15 м.р., гигиенический норматив составляет 5,0 м.р. Исследование произведено прибором ГА «ЭЛАН-СО-50».

Из протокола лабораторных исследований № П193 от 08.04.2019 следует, что показатель углерод оксид составил по пробам №№ 5920, 5921 менее 0,75 м.р., гигиенический норматив составляет не более 5,0 м.р.Исследование произведено прибором ГА «ЭЛАН-СО-50».

При этом, согласно техническим характеристикам прибора ГА «ЭЛАН-СО-50» погрешность составляет + 0,75.

Таким образом, с учетом указанных показателей ни по одному веществу концентрация не превышает 0,1 ПДК, а следовательно, у Общества отсутствует необходимость для установления санитарно — защитной зоны для промышленного объекта.

Также суд отмечает, что в СанПиН 2.2.½.1.1.1200−03 (Новая редакция) были внесены изменения в части перечня объектов, на которые распространяется требование указанного СанПиН, а именно, постановлением Главного государственного санитарного врача РФ, а именно от 09.09.2010 № 122 «Об утверждении СанПиН 2.2.½.1.1.2739−10 Изменения и дополнения «к СанПиН 2.2.½.1.1.1200−03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция» из пункта 1.2 действовавшей ранее редакции была исключена фраза «и действующих».

Таким образом, очевидна воля законодателя вывести действующие объекты из-под действия указанного СанПиН, что связано, в том числе с невозможностью соблюдения современных экологических требований (в том числе и по санитарно-защитной зоне) в отношении тех объектов, которые были возведены до установления этих экологических требований.

Чебоксарская ГЭС была введена в эксплуатацию поэтапно начиная с конца 70х годов и заканчивая началом 80х годов. Сведений о том, что Чебоксарская ГЭС подвергалась реконструкции либо изменились параметры воздействия на окружающую среду, ответчиками не представлено, следовательно, требования Управления по установлению санитарно-защитной зоны в отношении действующих объектов, является незаконным.

При изложенных обстоятельствах, следует признать, что пункт 1 предписания не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем подлежит признанию недействительным.

Учитывая изложенное, требование заявителя является обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Решение принято судом перовой инстанции.

Документы