Комментарий к приказу Минприроды России от 28.11.2019 № 811 «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в периоды неблагоприятных метеорологических условий».

Приказ подготовлен во исполнение обновленной ст. 19 Закона № 96-ФЗ (в редакции Закона № 195-ФЗ). В соответствии с ней требования к мероприятиям по уменьшению выбросов в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) должны устанавливаться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, то есть Минприроды России.

ИЗ СТ. 19 ЗАКОНА № 96-ФЗ

…3. При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

…Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, с учетом особенностей применяемых технологий производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, включая непрерывность и сезонность осуществления хозяйственной и иной деятельности.

На сегодняшний день единственный документ, касающийся мероприятий при НМУ и действующий на федеральном уровне, — это РД 52.04.52−85.

- Реклама -
Вебинар внутри поста — copy

Информация о НМУ предоставляется территориальными органами и подведомственными организациями Росгидромета в форме прогнозов о НМУ I, II и III степени опасности в соответствии с порядком представления информации о НМУ, утвержденным приказом Минприроды России от 17.11.2011 № 899.

В каждом субъекте РФ действуют местные нормативные акты, определяющие порядок проведения работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ. Помимо этого, Закон № 195-ФЗ предоставил органам государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха полномочия
по надзору за соблюдением хозяйствующими субъектами уменьшения выбросов при НМУ и по оценке эффективности такого уменьшения.

Помимо этого, Закон № 195-ФЗ предоставил органам государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха полномочия по надзору за соблюдением хозяйствующими субъектами уменьшения выбросов при НМУ и по оценке эффективности такого уменьшения.

Утвержденные комментируемым приказом требования обязательны к выполнению на объектах I-III категорий и распространяются на разработку, согласование и организацию работ по реализации мероприятий в периоды НМУ.

Разработка мероприятий

Мероприятия по уменьшению выбросов в периоды НМУ разрабатываются и реализуются юридическими лицами и ИП, имеющими источники выбросов. При получении прогнозов о НМУ такие хозяйствующие субъекты обязаны проводить специальные мероприятия, призванные снизить выбросы в период НМУ. При этом такие мероприятия должны быть согласованы с органами исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

Согласно приказу хозяйствующие субъекты разрабатывают мероприятия для периодов НМУ I, II и III степеней опасности, определяемых в соответствии с порядком, который утвержден приказом № 899. Уточняется, что разработка мероприятий нужна для источников, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды.

ЭТАПЫ РАБОТ ПО УМЕНЬШЕНИЮ ВЫБРОСОВ В ПЕРИОДЫ НМУ:

▸определение перечня загрязняющих веществ (смесей веществ) для каждого периода НМУ, подлежащих нормированию для каждой категории объектов, оказывающих негативное воздействие, в соответствии с Законом № 7-ФЗ, в отношении которых необходимо уменьшение выбросов в периоды НМУ (далее — Перечень веществ для НМУ);
▸определение перечня источников, на которых проводится уменьшение выбросов в периоды НМУ (далее — Перечень источников для НМУ);
▸разработка мероприятий по уменьшению выбросов в периоды НМУ (далее — мероприятия при НМУ) для выбранных источников;
▸определение перечня организационных мероприятий (указанных в п. 17 требований, утвержденных рассматриваемым приказом);
▸расчет приземных концентраций загрязняющих веществ в штатном режиме работы предприятия и с учетом реализации разработанных мероприятий при НМУ;
▸оценка мероприятий по уменьшению выбросов в периоды НМУ.

Напомним, что предельно допустимые выбросы определяются в отношении загрязняющих веществ, перечень которых установлен Правительством РФ (распоряжение № 1316- р). Нормированию подлежат стационарные источники, выбрасывающие вещества, которые входят в перечень.

При этом проводится анализ данных о веществах, по которым наблюдаются превышения ПДК, в том числе на постах наблюдений государственного мониторинга или по результатам сводных расчетов, а также по данным природоохранной документации предприятия.

При отсутствии для конкретного предприятия действующих результатов по расчету и установлению нормативов допустимого выброса веществ, которые подлежат нормированию для каждой категории объектов, оказывающих негативное воздействие (далее — объекты ОНВ), разработка мероприятий по уменьшению выбросов в периоды НМУ начинается с проведения расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ по данным инвентаризации выбросов на этом предприятии или другой документации.

Материал публикуется частично, прочитать статью полностью можно в декабрьском выпуске журнала «Экология производства».

По вопросам подписки Вы также можете обратиться в нашу редакцию:

по телефону 8 (800) 200-11-12 (звонок по России бесплатный),
по e-mail: podpiska@vedomost.ru