Комментарий к приказу Минприроды России от 28.11.2019 № 811 «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в периоды неблагоприятных метеорологических условий»

Приказ подготовлен во исполнение обновленной ст. 19 Закона № 96-ФЗ1 (в редакции Закона № 195-ФЗ2). В соответствии с этой статьей требования к мероприятиям по уменьшению выбросов в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) должны устанавливаться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, то есть Минприроды России.

Извлечение из ст. 19 Закона № 96-ФЗ

…3. При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

- Реклама -
Вебинар внутри поста — copy

Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, с учетом особенностей применяемых технологий производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, включая непрерывность и сезонность осуществления хозяйственной и иной деятельности.

На сегодняшний день единственный документ, касающийся мероприятий при НМУ и действующий на федеральном уровне, — это РД 52.04.52−853.

Информация о наступлении НМУ предоставляется территориальными органами и подведомственными организациями Росгидромета в форме прогнозов о НМУ I, II и III степени опасности в соответствии с порядком представления информации о НМУ, утвержденным приказом Минприроды России от 17.11.2011 № 8994.

В каждом субъекте РФ действуют местные нормативные акты, определяющие порядок проведения работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ.

Помимо этого, Закон № 195-ФЗ2 предоставил органам государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха полномочия по надзору за соблюдением хозяйствующими субъектами уменьшения выбросов при НМУ и по оценке эффективности такого уменьшения.

Утвержденные комментируемым приказом требования обязательны к выполнению на объектах I-III категорий и распространяются на разработку, согласование и организацию работ по реализации мероприятий в периоды НМУ.

Разработка мероприятий

Мероприятия по уменьшению выбросов в периоды НМУ разрабатываются и реализуются юридическими лицами и ИП, имеющими источники выбросов. При получении прогнозов о НМУ такие хозяйствующие субъекты обязаны проводить специальные мероприятия, призванные снизить выбросы в период НМУ. При этом такие мероприятия должны быть согласованы с органами исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

Согласно приказу, хозяйствующие субъекты разрабатывают мероприятия для периодов НМУ I, II и III степеней опасности, определяемых в соответствии с порядком, который утвержден приказом № 8994. Уточняется, что разработка мероприятий нужна для источников, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды.

Напомним, что предельно допустимые выбросы определяются в отношении загрязняющих веществ, перечень которых установлен Правительством РФ (распоряжение № 1316-р5). Нормированию подлежат стационарные источники, выбрасывающие вещества из перечня.

При этом проводится анализ данных о веществах, по которым наблюдаются превышения ПДК, в том числе на постах наблюдений государственного мониторинга или по результатам сводных расчетов, а также по данным природоохранной документации предприятия.

При отсутствии для конкретного предприятия действующих результатов по расчету и установлению нормативов допустимого выброса веществ, подлежащих нормированию для каждой категории объектов, оказывающих негативное воздействие (далее — объекты ОНВ), разработка мероприятий по уменьшению выбросов в периоды НМУ начинается с проведения расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ по данным инвентаризации выбросов на этом предприятием или другой документации.

Работы проводят по этапам:

  • определение перечня загрязняющих веществ (смесей веществ) для каждого периода НМУ, подлежащих нормированию для каждой категории объектов ОНВ в соответствии с Законом № 7-ФЗ6, в отношении которых необходимо уменьшение выбросов в периоды НМУ (далее — Перечень веществ для НМУ);
  • определение перечня источников, на которых проводится уменьшение выбросов в периоды НМУ (далее — Перечень источников для НМУ);
  • разработка мероприятий по уменьшению выбросов в периоды НМУ (далее — мероприятия при НМУ) для выбранных источников;
  • определение перечня организационных мероприятий (указанных в п. 17 требований, утвержденных рассматриваемым приказом);
  • расчет приземных концентраций загрязняющих веществ в штатном режиме работы предприятия и с учетом реализации разработанных мероприятий при НМУ;
  • оценка мероприятий по уменьшению выбросов в периоды НМУ.

При этом вещества включаются в Перечень веществ для НМУ в зависимости от их расчетных приземных концентраций и степени опасности периода НМУ. Для этого проводятся расчет рассеивания веществ и анализ превышений на границе жилых и особых зон, к которым предъявляются повышенные экологические требования в соответствии с СанПиН 2.2.6.1032−017, а также рассчитываются вклады выбросов конкретных стационарных источников в приземные концентрации (в процентах) в контрольных точках. В Перечень веществ для НМУ включаются:

1) для периода НМУ I степени опасности — вещества, по которым расчетные концентрации в контрольных точках при их увеличении на 20% могут превысить ПДК (ОБУВ);

2) для периода НМУ II степени опасности — вещества, по которым расчетные концентрации в контрольных точках при их увеличении на 40% могут превысить ПДК (ОБУВ);

3) для периода НМУ III степени опасности — вещества, по которым расчетные концентрации в контрольных точках при их увеличении на 60% могут превысить ПДК (ОБУВ).

Для случаев увеличения значений расчетных концентраций на 20, 40 и 60% соответственно проводится сравнение таких значений в ПДК веществ.

Для периодов НМУ каждой степени опасности разрабатываются мероприятия по снижению выбросов. Мероприятия при НМУ должны обеспечивать снижение создаваемых выбросами приземных концентраций по Перечню веществ для НМУ:

  • на 15−20% при НМУ I степени опасности;
  • на 20−40% при НМУ II степени опасности;
  • на 40−60% при НМУ III степени опасности.

Отметим, что относительно перечисленных требований ничего не изменилось с советских времен, когда был утвержден РД 52.04.52−853.

Важное уточнение в приказе по сравнению с первой его версией, не прошедшей процедуру оценки регулирующего воздействия, состоит в том, что для объектов ОНВ, относящихся к деятельности по обеспечению электрической энергией, газом и паром, в период НМУ устанавливаются режимы, обеспечивающие непрерывность их работы, так как такие объекты относятся к жизненно важным объектам инфраструктуры, особенно в отопительный сезон. Для них предусмотрено следующее снижение приземных концентраций:

  • до 5−10% при НМУ I степени опасности;
  • до 10−20% при НМУ II степени опасности;
  • до 20−25% при НМУ III степени опасности.

Кроме того, на таких объектах снижение выбросов не должно приводить к авариям, поэтому мероприятия следует согласовывать с организациями, осуществляющими управление в Единой энергетической системе и системах теплоснабжения.

Единая энергетическая система России (ЕЭС России) состоит из 71 региональных энергосистем, которые, в свою очередь, образуют 7 объединенных энергетических систем: Востока, Сибири, Урала, Средней Волги, Юга, Центра и Северо-Запада. Все энергосистемы соединены межсистемными высоковольтными линиями электропередачи напряжением 220−500 кВ и выше и работают в синхронном режиме (параллельно). Управление электроэнергетическими режимами 7 энергообъединений и энергосистем, расположенных на территории 81 субъекта РФ, осуществляют филиалы АО «СО ЕЭС» — объединенные и региональные диспетчерские управления.

Материал публикуется частично. Полная статья доступна только в полиграфической версии журнала.