Рассмотрим требования к объектам III категории с учетом письма Минприроды России от 13.12.2019 № 12−47/31 433 «О действии разрешительной документации в сфере охраны окружающей среды».

Минприроды России сообщает в письме, что с 1 января 2019 г. вступили в силу изменения законодательства, предусматривающие применение дифференцированных мер государственного регулирования к объектам, оказывающим негативное воздействие (далее — объекты ОНВ), в зависимости от их категории.

Так, для объектов ОНВ I категории нужно получить комплексное экологическое разрешение, для объектов II категории — подать декларацию о воздействии на окружающую среду, по объектам III категории необходимо вовремя отчитываться и рассчитать нормативы для особо опасных веществ. Объекты IV категории освобождены от государственного контроля в области экологии (ст. 22 Закона № 7-ФЗ).

- Реклама -
Вебинар внутри поста — copy

Таким образом, для объектов III категории ст. 22 предусматривает расчет нормативов допустимых выбросов (НДВ), нормативов допустимых сбросов (НДС) только для высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности).

При невозможности соблюдения НДВ, НДС в соответствии со ст. 23.1 Закона № 7-ФЗ устанавливаются временно разрешенные выбросы (ВРВ), временно разрешенные сбросы (ВРС). При этом согласно ст. 67.1 для таких случаев установление ВРВ, ВРС допускается только при наличии плана мероприятий по охране окружающей среды.
Для образующихся на объектах III категории отходов вообще нет обязанности расчета нормативов.

В письме Минприроды России относительно отчетности по воздуху и отходам, которую необходимо подать вовремя, дабы исполнить требования закона и не вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) с повышающими коэффициентами, говорится следующее.

…В соответствии с частью 5 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.
Также согласно части 11 статьи 15 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в уведомительном порядке отчетность о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Таким образом, для объектов ОНВ III категории предусмотрены процедуры подачи двух видов отчетности — по воздуху и по отходам.

Также в письме подчеркнуто, что с 1 января 2019 г. отдельной процедуры утверждения органами государственной власти НДВ, НДС и нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (НООЛР) для объектов III категории не предусмотрено. Нет и необходимости получения данными объектами утвержденных уполномоченными органами соответствующих разрешений и документов.
Напомним, что ранее НДВ (ПДВ) утверждались в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 02.03.2000 № 1834 (и утверждаются до сих пор для объектов ОНВ I и II категорий).

В любом случае, даже после принятия новых подзаконных актов, максимум, необходимый для объектов III категории, — это разработать НДВ для особо опасных веществ и пройти санитарно-эпидемиологическую экспертизу в Роспотребнадзоре. Разрешения на выброс и сброс такие объекты не получают и получать не будут. В связи с этим обстоятельством, а также по ряду других причин Минприроды России в своем письме делает следующий вывод.

…Вступившие в силу с 01.01.2019 изменения законодательства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды не предусматривают отмены действия полученной ранее в установленном порядке разрешительной документации в сфере охраны окружающей среды, в том числе полученной юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на объектах III категории.

Вместе с тем действующим законодательством не предусмотрено применения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, мер административной ответственности за превышение нормативов, установленных соответствующими разрешениями, после 01.01.2019.

Таким образом, решение о целесообразности соблюдения условий указанных разрешений и документов (за исключением вышеуказанных содержащихся в настоящее время в законодательстве Российской Федерации требований для объектов III категории) может быть принято хозяйствующими субъектами самостоятельно.

Итак, у предприятия есть два пути: подать отчетность либо продолжать соблюдать требования старой разрешительной документации, если срок ее действия не истек.

Статья доступна только в полиграфической версии журнала. Получить и номер, и статью можно в отделе подписки.

ПРЯМОЙ ТЕЛЕФОН ОТДЕЛА ПОДПИСКИ:
+7 (800) 200−111−2
(звонок бесплатный
по всей территории РФ)
E-mail: podpiska@vedomost.ru