Нужно ли ставить строящиеся объекты (строительные площадки) на государственный учет с присвоением категории по степени негативного воздействия на окружающую среду (НВОС)?

Федеральным законом «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что объекту, оказывающему НВОС, та или иная категория присваивается при его постановке на государственный учет.

В свою очередь, объект на государственный учет ставится на основании заявки о постановке на государственный учет, которая должна быть подана юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение 6 мес. со дня начала эксплуатации объекта (п. 2 ст. 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

- Реклама -
Вебинар внутри поста — copy

6 мес. со дня начала эксплуатации объекта — срок его постановки на государственный учет с присвоением категории.

Начали эксплуатировать объект — есть 6 мес. на подачу заявки о постановке объекта на государственный учет (с присвоением ему категории).

При этом до (ранее) начала эксплуатации объекта законодательство не предусматривает:

  • ни необходимость подачи заявки о постановке объекта на государственный учет;
  • ни постановку объекта на госучет;
  • ни присвоение объекту соответствующей категории по степени НВОС.

Иными словами, объекты, которые не эксплуатируются, не подлежат постановке на государственный учет объектов, оказывающих НВОС.

На практике спорным остается вопрос: ставить или нет на государственный учет строительные площадки, на которых осуществляется деятельность, оказывающая НВОС (например, сопровождающаяся выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух).

И Росприроднадзор, и Минприроды России в 2016 г. попытались выразить свое отношение к решению этой проблемы.

Так, в письме Росприроднадзора от 31.10.2016 № АС-09−00−36/22 354 «О ведении государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» ведомство изъяснилось довольно однозначно →

Письмо Росприроднадзора от 31.10.2016 № АС-09−00−36/22 354

  1. По вопросу постановки на учет строящихся объектов и объектов, не введенных в эксплуатацию.

В соответствии с п. 2 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон) постановка на государственный учет объектов НВОС осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет (далее — заявка), которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов. Таким образом, внесение в реестр строящихся объектов и объектов, не введенных в эксплуатацию, не предусмотрено.

А вот Минприроды России в письме от 28.10.2016 № 12−50/8692-ОГ [По вопросу постановки объекта строительства на государственный учет] выразило более «гибкую» позицию →

Письмо Минприроды России от 28.10.2016 № 12−50/8692-ОГ

Отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий осуществляется на основании критериев, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2016 № 1029.

Таким образом, объекты капитального строительства подлежат постановке на государственный учет после их ввода в эксплуатацию.

Впоследствии (тремя годами позже — в июне 2019 г.) министерство вновь высказалось по вопросу постановки объектов строительства (строительных площадок) на государственный учет.

На первый взгляд, позиция, изложенная в письме от 06.06.2019 № 12−47/12 871, существенно отличается от подхода, озвученного в 2016 г.

Так, в письме 2019 г. Минприроды России:

  • во-первых, констатирует, что объект строительства (строительная площадка) может рассматриваться в качестве объекта, оказывающего НВОС;
  • во-вторых, указывает на целесообразность постановки строительных площадок на государственный учет в качестве объектов, оказывающих НВОС, III категории;
  • в-третьих, считает, что после завершения строительства таких объектов и ввода их в эксплуатацию существует возможность актуализации сведений об объекте, оказывающем НВОС, для уточнения категории.

Считать ли новые доводы министерства «сменой курса»? Или письма (предыдущее и недавнее) не конфликтуют друг с другом принципиально?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, сравним тезисы, заявленные в «письме-2016» и «письме-2019».

Письмо-2016

(Письмо Минприроды России от 28.10.2016 № 12−50/8692-ОГ)

Письмо-2019

(Письмо Минприроды России от 06.06.2019 № 12−47/12 871)

Объекты капитального строительства подлежат постановке на государственный учет после их ввода в эксплуатацию. Целесообразно осуществлять постановку строящихся объектов на учет с присвоением таким объектам III категории.

Сразу обратим внимание — Минприроды России в 2019 г. не настаивает, не предписывает, не указывает, а лишь отмечает целесообразность постановки строящихся объектов на учет в качестве объектов III категории.

Это может объясняться в том числе количеством запросов, поступающих от природопользователей, с указанием на проблемы (трудности) нормирования и внесения платы за НВОС в отношении объектов строительства, не поставленных на государственный учет.

Кажущееся в первом приближении различие в позиции (в одном письме — объект ставится на учет после ввода в эксплуатацию, а в другом — объект может быть поставлен на учет до ввода в эксплуатацию) на самом деле, скорее, ошибка восприятия. Письма отличаются существенно, но «в сухом остатке» не противоречат друг другу (хотя что-то в них может и не соответствовать законодательству).

Прочитать статью полностью можно в журнале «Экология производства», № 4.