Законодательством установлено, что при размещении отходов на полигонах, которые не оказывают негативного воздействия на окружающую среду (НВОС), за размещение платить не нужно.

В соответствии с ч. 7 ст. 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон № 7-ФЗ) и ч. 6 ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон № 89-ФЗ) при размещении отходов производства и потребления на объектах размещения отходов (ОРО), исключающих НВОС, плата за размещение отходов не взимается.

Согласно ч. 7 ст. 23 Закона № 89-ФЗ исключение НВОС ОРО достигается за счет природоохранных мероприятий, технических решений и наличия сооружений, обеспечивающих защиту окружающей среды, и подтверждается результатами мониторинга состояния окружающей среды, в том числе соблюдением нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ. Порядок подтверждения исключения НВОС ОРО устанавливается Правительством РФ.

- Реклама -
Вебинар внутри поста — copy

Правительство РФ Постановлением от 26.05.2016 № 467 (далее — Постановление № 467) утвердило Положение о подтверждении исключения НВОС ОРО, в котором изложен порядок такого подтверждения.

В соответствии с ним лица, эксплуатирующие ОРО, должны ежегодно, до 15 января года, следующего за отчетным, представлять отчет о результатах мониторинга состояния окружающей среды, который содержит данные, подтверждающие исключение НВОС ОРО.

Отчет является основанием для принятия решения соответствующим территориальным органом Росприроднадзора о подтверждении исключения НВОС.

Территориальный орган Росприроднадзора в срок, не превышающий 30 дней со дня поступления отчета, сопоставляет изложенную в нем информацию с имеющимися данными о состоянии и загрязнении окружающей среды на территории ОРО и в пределах его воздействия на окружающую среду. Такие данные поступают к госоргану либо от территориального органа Росгидромета в рамках взаимодействия и обмена информацией на региональном уровне, либо от ФГБУ, которое находится в ведении Росприроднадзора и проводит необходимые инструментальные измерения.

По результатам сопоставления информации территориальный орган Росприроднадзора должен в недельный срок принять решение о подтверждении или о неподтверждении исключения НВОС ОРО и проинформировать об этом лицо, представившее отчет, в электронном виде или по почте.

Однако на практике свои решения о подтверждении (неподтверждении) исключения НВОС ОРО территориальные органы Росприроднадзора нигде не публикуют и обычно направляют лицу, эксплуатирующему ОРО, за пределами срока внесения платы за НВОС и подачи декларации о плате.

Плата за НВОС, исчисленная по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера вносится плательщиками не позднее 1 марта года, следующего за отчетным (п. 3 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ), декларация о плате за НВОС сдается не позднее 10 марта года, следующего за отчетным (п. 8 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ).

Более того, организации, эксплуатирующие ОРО, зачастую получают отказы в подтверждении исключения НВОС со ссылкой на Постановление № 467. При этом отказ может содержать в качестве основания следующие отсутствующие в Постановлении № 467 доводы:

▸акты отбора проб не содержат географических координат точек отбора;
▸отчет не соответствует требованиям приказа Минприроды России от 04.03.2016 № 66 «О Порядке проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду»;
▸отсутствует оценка бактериологических и гельминтологических показателей;
▸превышены фоновые значения химических показателей состояния компонентов природной среды на территории, прилегающей к ОРО, в отсутствие сведений о фоновых значениях показателей компонентов природной среды на территории, прилегающей к ОРО; для сравнения применены данные о содержании загрязняющих веществ на границе земельного участка ОРО;
▸отсутствуют копии документов и материалов о соответствии использованных средств отбора проб, методик отбора, инструментальных измерений, определений требованиям законодательства;
▸отсутствуют лицензии Росгидромета у лабораторий, проводивших отборы проб;
▸превышены нормативы качества окружающей среды (при отсутствии таковых).
При этом, согласно п. 11 Постановления № 467, для решения о неподтверждении исключения НВОС ОРО имеется закрытый перечень оснований:
▸отсутствие в отчете данных инструментальных измерений, свидетельствующих о соблюдении нормативов качества окружающей среды на территории ОРО и в пределах его воздействия на окружающую среду;
▸превышение фоновых значений физических, химических или биологических показателей состояния компонентов природной среды на территории, прилегающей к ОРО, при отсутствии установленных нормативов качества окружающей среды;
▸несоблюдение нормативов качества окружающей среды на территории ОРО и в пределах его воздействия на окружающую среду и (или) в месте выпуска сточных вод, поступающих в поверхностный водный объект от ОРО.

Организации, эксплуатирующие ОРО, не согласившись с отказами в подтверждении исключения НВОС, стали в судебном порядке оспаривать такие решения и успешно доказывать отсутствие НВОС ОРО.

Судебная практика показывает, что принятое решение территориального органа Росприроднадзора может быть отменено судом как не соответствующее действующему законодательству, и при этом госоргану вменяется в обязанность выдать противоположное решение — о подтверждении исключения негативного воздействия от ОРО.

Прочитать статью полностью можно в журнале «Экология производства» № 4.