Как обстоят дела в разных регионах с подачей сведений об отходах в сводные кадастры? Можно ли дать рекомендации, как действовать, тем, кто в этом году еще не отчитался?

Государственный кадастр отходов (ГКО) — это информационная система, сводящая сведения по всей России об отходах производства и потребления, однако она до сих пор не доведена до совершенства. ГКО включает:

▸ федеральный классификационный каталог отходов (ФККО, утвержден приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242);

- Реклама -
Вебинар внутри поста — copy

▸ государственный реестр объектов размещения отходов;

▸ банк данных об отходах, объектах их переработки и размещения (https://db.wastebase.ru/wastebase.aspx).

Согласно п. 3 ст. 20 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» органы исполнительной власти субъекта РФ вправе вести региональные кадастры отходов, включающие в себя данные, предоставляемые органами местного самоуправления, а также индивидуальными предпринимателями (ИП), юридическими лицами, у которых в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы.

Сейчас порядок ведения регионального кадастра отходов производства и потребления утвердили 88% субъектов РФ. При этом в региональных нормативных правовых актах (НПА) встречается много недоработок. Так, в ходе анализа регионального законодательства в сфере ведения кадастра отходов были выявлены:

1. Ссылки на устаревшие документы.

Многие нормативные правовые акты можно смело считать «древними». В некоторых встречаются устаревшие термины и определения, что может быть использовано для обоснования необязательности представления сведений в региональный кадастр отходов.

Например, в распоряжение Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга от 15.03.2013 № 36-р «Об утверждении Порядка ведения регионального кадастра отходов Санкт-Петербурга» с 2013 г. не вносились никакие поправки вслед за изменением федерального законодательства. В утвержденном Порядке до сих пор используется термин «использование отходов», а накоплением отходов считается их складирование сроком не более шести месяцев.

Обратите внимание!

В Ленинградской области официально перенесен срок сдачи кадастра на 20 мая!!!

Приказ № 1 от 17.04. 2020 УПРАВЛЕНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И КОНТРОЛЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ «О сроках представления информации в области обращения с отходами за 2019 год, предусмотренной приказом управления Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами от 23 марта 2018 года № 3 «О порядке ведения регионального кадастра отходов Ленинградской области»

В постановлении Правительства Удмуртской Республики от 10.02.2010 № 21 «О кадастре отходов Удмуртской Республики» при определении необходимости подавать сведения в сводный кадастр отходов сбивает с толку привязка к отчетности для субъектов малого и среднего предпринимательства.

2. Неопределенность поставщиков информации.

Размытость определения, кто должен подавать информацию в региональный кадастр отходов, приводит к позиции хозяйствующего субъекта под названием «я не обязан». Иногда направитель информации вовсе не определен, как, например, в НПА Калужской области и Республики Карелия, а иногда игнорируются ИП, например в Тульской, Астраханской областях, Республиках Дагестан и Мордовия, хотя ИП также ведут деятельность в сфере обращения с отходами и их немало.

В частности, встречается следующая схема: в НПА уточняется, на кого он распространяется (например, «юридические лица и индивидуальные предприниматели, у которых в процессе осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы»), а в самом утвержденном порядке идет уточнение по видам деятельности, и оказывается, что не все хозяйствующие субъекты, у которых образуются отходы, должны представлять сведения в сводный кадастр в обязательном порядке.

На мой взгляд, самое универсальное определение для хозяйствующих субъектов должно выглядеть следующим образом — «осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления», но, к сожалению, такая формулировка присутствует только в 32% НПА. Под приведенное определение подпадают все, кто образует, накапливает отходы, занимается сбором, транспортированием, обработкой, утилизацией, обезвреживанием, размещением (хранением, захоронением) отходов всех классов опасности (то есть включая лицензиатов), соответственно, подпадают и те, у кого в собственности, владении, пользовании находятся объекты размещения, обработки, утилизации, обезвреживания отходов.

3. Неопределенность по срокам.

Путаницу вызывает множественность сроков, как, например, в Астраханской области и Пермском крае, где для разных видов деятельности установлены разные даты и периодичность предоставления сведений, что усиливает нагрузку на хозяйствующих субъектов.

Также усиливает нагрузку установление сроков в самый разгар отчетного периода.

В НПА Калужской и Липецкой областей не определены сроки предоставления информации, но при этом установлено, кто обязан это делать, и не указано, как — на добровольной основе или по запросу уполномоченного органа.

4. Установление требований в нескольких НПА.

Издание нескольких НПА, в которых утверждаются по отдельности порядок ведения кадастра отходов, формы для представления сведений и инструкция по заполнению этих форм, усиливает нагрузку на ИП и юрлиц. По такому пути пошли Республика Карелия, Ставропольский край, Нижегородская область и др.

5. Уникальный случай — сводный кадастр отходов производства и потребления г. Москвы.

Этот кадастр противоречит федеральному ФККО и путает московских хозяйствующих субъектов. Так, в нем наименования отходов и уникальные коды не соответствуют кодам федерального ФККО и противоречат разработанным паспортам. Более того, программное обеспечение, которым необходимо пользоваться в обязательном порядке, не отражает обновленных кодов статистики, наименований объектов размещения отходов и пр.

Какие можно дать рекомендации хозяйствующим субъектам по подаче сведений в сводный кадастр отходов своего региона?

Рассмотрим действия на примере порядка, установленного в Московской области.

Прочитать статью полностью.

Документы