Вопрос

У нашего предприятия своих сетей и частей централизованной системы водоотведения (ЦСВ) нет. С площади предприятия загрязненные поверхностные стоки попадают в водосточно-дренажную систему (ВДС), стоящую на балансе другого юр. лица и присоединенную к ЦСВ, по которой транзит стоков идет на очистные организации водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) и далее сбрасывается в водный объект. Своих очистных нет, ЛОС невозможно разместить никак и нигде, стоки до нормативных показателей далеки, накапливать и вывозить невозможно, объем существенный. Может ли организация ВКХ (монополист) отказать нам в заключении договора на водоотведение загрязненных поверхностных сточных вод с территории предприятия без их предварительной очистки? Или же в соответствии с ПП-644 в отсутствие мощности очистных организация ВКХ должна принять меры для изыскания возможности увеличить мощность своих очистных, включить мероприятия в инвестпрограмму, а издержки включат для компенсации при утверждении организации ВКХ тарифов? Нигде в действующих НПА про обязанность предварительной очистки перед сбросом в ЦСВ не нашел (естественно, кроме запрещенных к сбросу и превышающих нормативы по негативному воздействию на ЦСВ). Требования о предварительной очистке до сброса есть только в СНиП, но это же не по части экологии. И в чем тогда смысл договора на водоотведение, если очистку они не делают, а ставят нам норматив по составу стоков на уровне рыбхоза и только сбрасывают в речку нами почищенные стоки, везде же написано (и в ФЗ-416, и в типовом договоре), что водоотведение — прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения? Или заключить договор обязаны в любом случае, а уже потом, при несоблюдении нами нормативов ограничить прием стоков или заставить нас предпринимать установленные законодательством меры (разрабатывать план, и т. п.)?

Ответ

- Реклама -
Вебинар внутри поста — copy

В случае если объект капитального строительства подключен к ЦСВ, хозяйствующий субъект, эксплуатирующий данный объект, выступает в роли абонента, который обязан заключить договор водоотведения с организацией ВКХ.

Взаимоотношения между абонентом и организацией ВКХ (гарантирующая организация) осуществляются согласно договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения.

Гарантирующая организация обязана заключить договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к ЦСВ (ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ).

Договор водоотведения является публичным договором (ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ).

Если гарантирующая организация откажется от заключения данных договоров, то ее могут привлечь к административной ответственности.

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» содержит ряд норм, которые применяются к лицам, эксплуатирующим объекты ЦСВ.

К таким нормам относятся положения, определяющие особенности:

  • исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) за сбросы загрязняющих веществ в водный объект;
  • установление нормативов допустимых сбросов (далее — НДС);
  • установления технологических нормативов;
  • установления временно разрешенных сбросов;
  • разработки программ повышения экологической эффективности и планов мероприятий по охране окружающей среды.

Если бы организации ВКХ могли обеспечивать требуемую очистку сточных вод вне зависимости от их исходного качества, то не существовало бы:

  • нормативов водоотведения по составу сточных вод/нормативов состава сточных вод;
  • требований к составу и свойствам сточных вод, устанавливаемых в целях предотвращения негативного воздействия на ЦСВ;
  • платы абонентов за сверхнормативный сброс;
  • платы абонентов за негативное воздействие на ЦСВ.

Поскольку существуют пределы возможностей очистных сооружений, а абоненты сбрасывают в ЦСВ сточные воды ненормативного качества, весьма распространена следующая проблема: организации ВКХ сбрасывают в водные объекты сточные воды с нарушением НДС.

Контроль состава и свойств сточных вод, сбрасываемых абонентом в ЦСВ, осуществляется организацией ВКХ либо уполномоченной ею организацией (п. 1 ст. 30.3 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ).

Водоотведение абонента осуществляется в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644.

Абоненты ЦСВ несут полную ответственность за сброс загрязняющих веществ, образующихся в результате их производственной деятельности.

Обязательной частью договора является перечень показателей, определенных для абонента на основании соответствующих показателей, установленных организацией ВКХ при сбросе сточных вод в поверхностный водный объект.

Абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в ЦСВ, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу ЦСВ (п. 111 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644).

Сточные воды, отводимые в ЦСВ, должны соответствовать следующим требованиям:

  • запрещается производить сброс в ЦСВ веществ, материалов, отходов и сточных вод из перечня согласно приложению № 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644;
  • значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах по перечню согласно приложению № 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644.

В случае если сточные воды абонента не отвечают требованиям к составу сточных вод, то абонент обязан компенсировать организации ВКХ расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу ЦСВ (п. 118 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644).

В случае несоблюдения нормативов состава сточных вод (НССВ) и (или) требований к составу и свойствам сточных вод абоненты ЦСВ разрабатывают план снижения сбросов и/или план по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод.

План снижения сбросов разрабатывается в течение 90 календарных дней со дня уведомления организацией ВКХ о превышениях НССВ (ч. 4 ст. 30.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ):

  • в два и более раз в течение 12 месяцев со дня первого превышения;
  • однократно в три и более раз.

План снижения сбросов абонента должен предотвратить превышение НССВ посредством реализации следующих мероприятий (ч. 6 ст. 30.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ):

  • строительство или модернизация локальных очистных сооружений и (или) очистка сточных вод абонента с использованием локальных очистных сооружений, принадлежащих третьим лицам;
  • создание систем оборотного водоснабжения;
  • внедрение технологий производства продукции, обеспечивающих снижение концентрации загрязняющих веществ в сточных водах.

В целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу ЦСВ абоненты обязаны утвердить план по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод по согласованию с организацией, осуществляющей водоотведение, в случае (п. 115 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644):

  • неоднократного (2 и более раз в течение календарного года) нарушения требований, предусмотренных подпунктом «а» п. 113 Правил;
  • неоднократного грубого превышения максимальных допустимых значений показателей и концентраций;
  • указания в Декларации фактических концентраций загрязняющих веществ или показателей свойств сточных вод с грубым превышением максимальных допустимых значений показателей и концентраций.

План по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод должен предусматривать реализацию одного или нескольких следующих мероприятий (п. 116 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644):

  • строительство или модернизация локальных очистных сооружений, а также очистка сточных вод абонента с использованием локальных очистных сооружений, принадлежащих третьим лицам;
  • создание систем оборотного водоснабжения;
  • внедрение технологий производства продукции (товаров), оказание услуг, проведение работ, обеспечивающих снижение содержания загрязняющих веществ в составе сточных вод;
  • передача сточных вод для очистки специализированным организациям по договору на очистку сточных вод;
  • заключение договора, предусмотренного п. 114 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644.

Запрещается достижение нормативных показателей состава и свойств сточных вод путем разбавления таких сточных вод нормативно чистыми водами (п. 117 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644).

Если абоненты не утвердили план по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод в указанные сроки или не выполнили мероприятия в предусмотренные планом сроки, то начиная с 01.01.2019 и до даты устранения указанных нарушений к плате таких абонентов за негативное воздействие на работу ЦСВ дополнительно применяется коэффициент 2 (п. 116.4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644).

Таким образом, организация ВКХ обязана заключить договор, но при несоблюдении абонентом (предприятием) нормативов состава сточных вод абоненту следует разработать план снижения сбросов и/или план по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод, а также реализовать определенные мероприятия (согласно плану) с целью предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ.