Отходы I-II классов

Все отходы подразделяются на пять классов опасности. Чем меньше цифра, тем больше вреда они могут нанести окружающей среде, если их не утилизировать и не обезвреживать. Таким образом, к V классу относятся практически неопасные отходы, а вот I и II классы — чрезвычайно опасные и высокоопасные.

Отходы I и II классов нередко называют «промышленными». Это неудивительно. Немалая доля таких отходов образуется именно в результате деятельности промышленных предприятий. Однако в эти категории входят и вещи, которыми мы пользуемся в быту.

- Реклама -
Вебинар внутри поста — copy

Радиоактивные отходы (РАО) к отходам I-II классов не относятся. Если внимательно посмотреть перечень отходов I-II классов, который размещен в Федеральном классификаторе, то мы увидим, что ни один из 444-х отходов не соответствует критериям, по которым они могут быть отнесены к категории радиоактивных. РАО — это не подлежащие дальнейшему использованию материалы и вещества, содержание радионуклидов в которых превышает уровни, установленные в соответствии с критериями отнесения твердых, жидких и газообразных отходов к радиоактивным отходам (Постановление Правительства РФ № 1069 от 2012 года).

Нормы и правила, согласно которым происходит обращение с РАО (т. е. захоронение, хранение, транспортировка, кондиционирование, дезактивация и т. д.), не распространяются на область обращения с отходами I-II классов, и наоборот. Правила, методы и технологии обращения с РАО в корне отличаются от технологий обращения с отходами I-II классов. Невозможно на одной технологической линии обезвреживать или перерабатывать отходы I-II классов опасности и РАО. Хранилища, транспортные средства, установки переработки РАО должны иметь специальную лицензию на эксплуатацию, выданную Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзором). Нарушение правил лицензирования атомных объектов влечет за собой уголовную ответственность. Таким образом, если на объектах по переработке отходов I-II классов начнут выполнять какие-то операции с РАО это повлечет ответственность по статье 220 УК РФ.

Зачем нужно создавать инфраструктуру для переработки промышленных отходов?

Состояние окружающей среды в Российской Федерации, по мнению экологов, продолжает ухудшаться. Несанкционированные свалки, бесконтрольное движение отходов, нехватка мощностей по переработке, полигоны, занимающие огромные территории — все это является серьезной угрозой для экологии и здоровья граждан.

При этом остро стоит вопрос обращения с промышленными отходами. Существующая в стране инфраструктура позволяет перерабатывать не более 2% отходов I-II классов из ежегодно образующихся 400 тыс. тонн. «Существующих мощностей не хватает даже для утилизации ежегодно образующихся отходов, а ведь необходимо еще обезвредить накопленные ранее отходы и ликвидировать выведенные из эксплуатации объекты размещения», — говорит председатель межрегиональной инициативной группы по экологической безопасности Санкт-Петербурга и Ленинградской области Виктория Маркова.

«Промышленные отходы образуются по всей стране. В первую очередь они попадают на внутренние заводские полигоны, которые построены, как правило, 50−70 лет назад, еще в советское время. Ни о какой экологии тогда не думали, никакой гидроизоляции на них не было. Люди дышат выбросами свалочных газов, и эти выбросы зачастую по объемам сопоставимы с выбросами всей промышленности города, — рассказывает эколог Александр Веселов. — Во-вторых, промышленные отходы попадают на обычные полигоны ТБО и на нелегальные свалки. Тайком их вывозят куда-нибудь в лес, в поле или в карьер, и закапывают. А по бумагам отчитываются, что якобы обезвредили путем смешения с инертными материалами. Или заключают договор с какой-нибудь лицензированной фирмой, занимающейся утилизацией промышленных отходов. А у этой фирмы нет ни соответствующих технологий, ни оборудования. Это происходит повсеместно».

Изменить ситуацию позволит федеральный проект «Инфраструктура для обращения с отходами I-II классов опасности» нацпроекта «Экология». За практическую реализацию поставленных задач отвечает госкорпорации «Росатом» в лице предприятия ФГУП «ФЭО» (Федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный экологический оператор»), назначенного федеральным оператором по обращению с отходами I-II классов на территории Российской Федерации. ФГУП «ФЭО» предстоит создать безопасную систему управления всей цепочкой от образования отхода I-II класса до его обезвреживания и переработки во вторичную продукцию.

Современные цифровые технологии в помощь

Наладить строгий учет и контроль за обращением с промышленными отходами позволит государственная информационная система (ГИС) по обращению с отходами I-II классов. Она позволит аккумулировать все данные по образованию, транспортировке и переработке этих категорий отходов.

ГИС будет в обязательном порядке интегрирована с другими государственными информационными системами. Например, с единой государственной информационной системой учета отходов от использования товаров (ЕГИС УОИТ), автоматизированной информационной системой «Налог-3».

ГИС поможет выстраивать оптимальную логистику, принимать решения по переработке, строить прогнозы, моделировать наилучшее размещение инфраструктуры и централизованно вести договорную работу. «Предприятиям необходимо адаптироваться к современным требованиям обращения с отходами I-II классов, поэтому они заранее получат доступ к электронной площадке и уже сегодня смогут контактировать со сборщиками и переработчиками отходов для минимизации своих рисков вследствие некорректной работы», — отметил первый заместитель генерального директора по реализации экологических проектов ФГУП «ФЭО» Максим Корольков.

До конца 2020 года на основании данных ГИС будет сформирована федеральная схема обращения с отходами I-II классов. Она, в свою очередь, будет включать в себя схему потоков отходов, а также сведения о видах отходов, об источниках их образования и нахождения, о нормативах образования, о технических характеристиках предприятий по переработке. Соблюдение федеральной схемы будет обязательным условием осуществления деятельности по обращению с отходами I и II классов для всех участников рынка.

Совершенствование инструментов государственного регулирования данной сферы деятельности — шаг крайне необходимый, считает председатель комиссии по экологии и природопользованию Общественной палаты Кировской области Тамара Ашихмина.

«Необходимы лицензирование, нормирование, строгий учет опасных отходов, прозрачная отчетность, усиление административной ответственности предприятий, в деятельности которых образуются опасные отходы, усиление их ответственности за образование отходов I и II классов. Также необходимо вводить обязанность предприятий, образующих данные виды отходов, по их обезвреживанию, утилизации. Если частный бизнес создает предприятия, где образуются опасные отходы, он (частный бизнес) должен планировать не только извлечение прибыли и свое обогащение, но и способы утилизации и обезвреживания образуемых опасных отходов», — подчеркнула Тамара Ашихмина.

Ориентировочная дата начала работы новой системы обращения с отходами I и II классов — 1 января 2022 г. Предприятия, образующие отходы I-II классов, смогут или самостоятельно перерабатывать данные отходы, или передавать их федеральному оператору на основании договоров по тарифам, утверждаемым ФАС России.

Важно, что передавать отходы федеральному оператору смогут только юридические лица и индивидуальные предприниматели. У населения отходы I-II классов, как и сейчас, будут принимать региональные операторы ТКО. Они и передадут их федеральному оператору.

Технологии и результаты переработки

Параллельно с созданием системы учета готовятся мощности по переработке отходов I-II классов. Планируется сформировать сеть экотехнопарков (производственные и научно-исследовательские площадки, решающие различные экологические задачи, в первую очередь, связанные с переработкой отходов производства и потребления), отвечающих принципам наилучших доступных технологий и наилучших экологических практик. Четыре таких комплекса планируется создать на базе бывших объектов по уничтожению химического оружия в Кировской, Саратовской, Курганской областях и Удмуртской Республике. Еще три предприятия будут созданы с нуля.

Транспортировка отходов к месту переработки будет происходить по специально утвержденным правилам, их перемещение будут отслеживать посредством системы ГЛОНАСС.

На создаваемых объектах планируется перерабатывать около 330 видов отходов. Основная задача — вернуть их полезные компоненты в хозяйственный оборот. Для этих целей будут применяться три вида технологических решений — физико-химическая обработка, высокотемпературное обезвреживание, демеркуризация. В числе результатов переработки будут различные металлы, стекло и соли.

Базовые принципы при выборе технологий — безопасность, эффективность и ресурсосбережение.

«Технологии будут замкнуты в единый производственный цикл, отходы от одних стадий будут являться сырьем для других, — отметил Максим Корольков. — На предприятиях будет использоваться современное российское, шведское и немецкое оборудование, позволяющее максимально обезопасить весь процесс».

Производства создаются с соблюдением самых жестких требований российского законодательства, Директивы Европейского союза 2000/76 «О сжигании отходов», Стокгольмской Конвенции о стойких органических загрязнителях, а также с учетом наилучших доступных технологий. Ростехнадзор, Росприроднадзор, ФМБА России и МЧС России в обязательном порядке возьмут под контроль деятельность всех предприятий, а это значит, что попадание вредных веществ в воздух, воду и почву будет полностью исключено.

Важный аспект реализации федпроекта по созданию инфраструктуры для обращения с отходами I-II классов — подготовка кадров для работы на новых предприятиях. Федеральный оператор заключил соглашения о сотрудничестве с ведущими вузами — РХТУ им. Д. М. Менделеева, СГТУ им. Ю. А. Гагарина, ВятГУ.

«РХТУ — как один из ведущих химико-технологических вузов России — видит свою задачу и свою миссию в том, чтобы наладить систему бесперебойной поставки передовых технологических решений и перспективных разработок в данной области, — рассказал ректор РХТУ Александр Мажуга. — Новая отрасль будет остро нуждаться в инженерах, технологах, химиках, экологах. Всех этих высококвалифицированных специалистов нужно готовить прямо сейчас, с использованием актуальных инновационных программ и методик. Участие в таком сложном и крайне важном для всей страны масштабном проекте — это честь, ответственность и одновременно активный драйвер развития самого университета, как в научном, так и в образовательном плане».

Открыты к диалогу

Каждый из нас хотел бы жить в чистой стране, поэтому тема отходов, которые годами скапливались на полигонах, вызывает интерес и живое обсуждение не только у экологов. Эксперты Госкорпорации «Росатом» и ФГУП «ФЭО» подчеркивают свою готовность отвечать на вопросы населения.

За год в тех субъектах РФ, где будут находиться экотехнопарки, было проведено более 30 публичных мероприятий с участием региональной общественности, представителей средств массовой информации и органов местной власти.

Впервые представителям региональных и федеральных СМИ, общественникам и экологам позволили посетить объекты по уничтожению химического оружия, которые будут перепрофилированы в комплексы по переработке отходов I и II классов.

На территориях размещения будущих экотехнопарков уже открыты общественные приемные для населения. Изданы поясняющие брошюры и видеоматериалы. С августа 2019 года работает ежедневная круглосуточная бесплатная телефонная линия по реализации федерального проекта — 8 800 200 80 81.

При региональных Общественных палатах сформированы рабочие группы для наблюдения и оценки проводимой работы, а также для контроля за соблюдением экологической безопасности при эксплуатации объектов. В комиссии по экологии Общественного совета Госкорпорации «Росатом» создана рабочая группа по реализации федерального проекта «Инфраструктура для обращения с отходами I-II классов», в состав которой вошли представители регионов, где планируется создание перерабатывающих предприятий.

Председатель Комиссии по экологии Общественного совета Госкорпорации «Росатом» Александр Никитин отмечает, что население должно участвовать в этой работе, в проведении общественной экспертизы, проверках, мониторинге. «В первую очередь важна вовлеченность местной общественности в ходе реализации проекта, информация должна быть правдивая и должна быть предоставлена своевременно, — поясняет он. — Это позволяет обеспечить общественную приемлемость проекта».