С
Новый национальный стандарт РФ — ГОСТ Р 58 577- 2019 — разработан АО «НИИ Атмосфера» и утвержден приказом Росстандарта
Ранее действовавший межгосударственный стандарт —
Правовой статус стандартов
Для начала обсудим правовой статус государственных стандартов в нашей стране.
В тексте ГОСТ Р 58 577−2019 указано, что правила его применения установлены в ст. 26 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации». В п. 1 этой статьи читаем >>
ПУНКТ 1 СТ. 26 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
«О СТАНДАРТИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции (товаров, работ, услуг), если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
То есть рассматриваемый стандарт относится к документам добровольного применения.
Далее, в п. 5 ст. 12 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» определено, что «для стационарных источников предельно допустимые выбросы, временно разрешенные выбросы, предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух и методы их определения разрабатываются в порядке, установленном Правительством РФ».
Однако такой порядок на данный момент не установлен.
Долгое время мы пользовались Положением о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденным постановлением Правительства РФ
Таким образом, новый стандарт остается «не у дел» — это документ добровольного применения, разработанный коммерческой организацией и не являющийся официальным нормативным правовым актом, в соответствии с которым можно устанавливать нормативы выбросов.
Особенности нового стандарта
Разберемся, чем ГОСТ Р 58 577−2019 примечателен и отличается от предыдущего
Новый стандарт определяет правила установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ проектируемыми и действующими хозяйствующими субъектами и методы определения этих нормативов.
Документ касается нормирования стационарных источников выбросов. Согласно ему, основа работ по нормированию — инвентаризация источников и ее документированные результаты для действующих объектов. Сейчас инвентаризация проводится в соответствии с приказом Минприроды России
Порядок разработки предельно допустимых и временно разрешенных выбросов Правительством РФ не установлен.
Прочитать статью полностью можно в майском выпуске журнала «Экология производства»