Государственные институты в России вынуждены меняться. Полномочия Правительства России существенно расширены Федеральным законом от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее — Закон № 98-ФЗ), который вступил в силу 01.04.2020.

Предлагаем ознакомиться с нововведениями и с тем, как это отразится на контрольно-надзорных возможностях государства, применимых в том числе к природопользователям.

Согласно п. 1 ст. 17 Закона № 98-ФЗ, Правительству РФ предоставлено право в 2020 г. принимать решения, предусматривающие, в частности, особенности организации и осуществления видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон № 294-ФЗ). Речь идет в том числе о решениях, касающихся вида, предмета, оснований проведения проверок и иных мероприятий по контролю, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения проверок с органами прокуратуры, оснований завершения (отмены) проверок, приостановления проведения проверок, возможностей проведения мероприятий по контролю с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудиосвязи и видеосвязи, проверок при осуществлении лицензионного контроля, предусмотренного Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон № 99-ФЗ).

- Реклама -
Вебинар внутри поста — copy

Правительством РФ принято Постановление от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Постановление № 438).

Данное постановление вступило в силу 14.04.2020 и уже было изменено Постановлением Правительства РФ от 23.04.2020 № 557.

1. Установлено, что в 2020 г. могут проводиться только нижеследующие виды внеплановых проверок (п. 1 Постановления № 438):

а) основаниями для проведения которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проведение которых согласовано органами прокуратуры;

б) назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, проведение которых согласовано органами прокуратуры;

в) проводимые на основании поручения Президента РФ, поручения Правительства РФ с указанием конкретного юридического лица (ЮЛ), индивидуального предпринимателя (ИП), требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

г) внеплановые проверки, проводимые:
▸по заявлению от ЮЛ, ИП о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки ЮЛ, ИП предусмотрено соответствующими правилами (п. 11 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ);
▸по ходатайству лицензиата о проведении внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания лицензирующего органа (п. 4 ч. 10 ст. 19 Закона № 99-ФЗ);

д) назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания, решение о признании которого исполненным влечет возобновление ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер.

2. В 2020 г. в отношении ЮЛ, ИП, отнесенных к субъектам малого и среднего предпринимательства, проводятся только вышеуказанные внеплановые проверки.

3. В отношении ЮЛ и ИП, не отнесенных к субъектам малого и среднего предпринимательства, внеплановые проверки также проводятся только по вышеуказанным основаниям.

Кроме того, могут проводиться плановые проверки ЮЛ и ИП, деятельность и (или) используемые производственные объекты которых отнесены к категории чрезвычайно высокого или высокого риска (п. 2 Постановления № 438).

Перечень таких ЮЛ и ИП соответствующие надзорные органы обязаны представить в Минэкономразвития России в течение 10 рабочих дней после вступления в силу Постановления № 438.

Решение об исключении прочих плановых проверок соответствующие органы контроля (надзора) должны принять в течение 7 рабочих дней после вступления в силу данного постановления.

Ограничения проведения проверок распространяются на виды государственного контроля (надзора), в отношении которых применяются положения Закона № 294-ФЗ, включая виды государственного контроля (надзора), муниципального контроля, указанные в ч. 31, п. 4, ст. 1 данного федерального закона, за исключением налогового и валютного контроля.

4. Проверки, указанные в пп. 1, 2 Постановления № 438, проводятся только с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи, за исключением случаев, когда:

а) выезд согласован органами прокуратуры в ходе согласования проведения внеплановых проверок;

б) возможность выезда предусмотрена поручением Президента РФ, поручением Правительства РФ, требованием прокурора о проведении проверок.

Также установлено, что, если основанием для проведения проверок на опасных производственных объектах I и II классов опасности или на гидротехнических сооружениях I и II классов являются факты причинения вреда жизни и здоровью граждан, орган государственного контроля (надзора) вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением в установленном порядке органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю.

5. За исключением проверок, предусмотренных пп. 1, 2 Постановления № 438, проверки, которые в период с 18.03.2020 по 05.04.2020:
▸не были назначены в соответствии с поручением Правительства РФ, — назначению не подлежат;
▸были приостановлены в соответствии с поручением Правительства РФ, — подлежат завершению в связи с невозможностью их проведения не позднее 3 рабочих дней после вступления в силу Постановления № 438.

6. Обратите внимание, что предусмотрена возможность продления срока ранее выданных предписаний об устранении нарушений законодательства.

Так, органам государственного контроля (надзора) при поступлении ходатайств об отсрочке исполнения ранее выданных предписаний в течение 10 рабочих дней после поступления таких ходатайств необходимо принимать решения о продлении сроков, за исключением предписаний, решение о признании которых исполненными влечет возобновление ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер (п. 10 Постановления № 438).