Предмет спора: взыскание платы

Суть спора: Межрегиональное управление Росприроднадзора обратилось в Арбитражный суд с иском, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о взыскании с АО «КНАУФ ПЕТРОБОРД» (далее ответчик, Природопользователь) 3 212 462 руб. 75 коп. платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год.

Решение: в иске отказать

- Реклама -
Вебинар внутри поста — copy

Фабула дела: Управление по результатам проведенной проверки декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год, представленной природопользователем в адрес Управления, согласно пункту 46 Постановления Правительства РФ от 03.03.2017 года N 255 совершило перерасчет указанной декларации с образованием задолженности в размере 3 212 462,75 рублей (акт проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду № 04−28/8463 от 31.07.2018 года, далее Акт) по следующим основаниям:
1. В отсутствии действующих разрешений на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, содержащих нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, оформленных и выдаваемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, природопользователем не был применен 25-кратный повышающий коэффициент.
2. Фактическая масса сброса, указанная природопользователем в декларации, не соответствует произведенному расчету массы сброса загрязняющих веществ на основании приложенных копий первичных документов.
3. Фактическая масса размещенных отходов, указанная природопользователем в декларации, не соответствует данным, указанным в копии первичных документов, подтверждающих размещение отходов на полигоне.
4. За размещение отходов, невключенных в ФККО, не был применен 5-кратный повышающий коэффициент при исчислении платы.
5. При исчислении платы природопользователем был ошибочно применен коэффициент 0,3.

Правовое обоснование: В соответствии с Правилами исчисления платы (п. 12), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255, при отсутствии действующих разрешений на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, содержащих нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, оформленных и выдаваемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, лица, обязанные вносить плату, для расчета платы должны использовать формулу, указанную в пункте 20 настоящих Правил.

Расчет массы сбросов должен производится на основе данных производственного экологического контроля в соответствии с Правилами исчисления платы (п.9), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255.

Расчет массы отходов должен производится на основе данных производственного экологического контроля в соответствии с Правилами исчисления платы (п.9), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255.

В соответствии с Правилами исчисления платы (п. 12), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255, при отсутствии действующих документов об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, содержащих нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, оформленных и выдаваемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, лица, обязанные вносить плату, для расчета платы должны использовать формулу, указанную в пункте 20 настоящих Правил. В соответствии с п. 10 Правил паспортизации отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 года № 712 на отходы, включенные в ФККО, должен быть оформлен соответствующий паспорт, в противном случае отнесение отходов к конкретному классу опасности осуществляется на основании критериев отнесения отходов, утверждённых Приказом Минприроды России от 04.12.2014 N 536, после проверки Росприроднадзор указанные отходы включает в ФККО. Наименование конкретного вида отходов при включении в ФККО присваивается на основе его происхождения, химического и (или) компонентного состава, агрегатного состояния и физической формы. Согласно представленным сведениям, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение содержат отходы, не включенные в ФККО, таким образом, указанные лимиты не могут быть действующими на указанные отходы.

Согласно п. 6 ст.16.3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях стимулирования юридических и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, коэффициент 0,3 применяется при размещении отходов производства и потребления, которые образовались в собственном производстве, в пределах установленных лимитов на их размещение на объектах размещения отходов, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на праве собственности либо ином законном основании и оборудованных в соответствии с установленными требованиями.

Как установлено пунктом 3 статьи 16 Закона N 7-ФЗ, порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее — Порядок N 632). Данный Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (пункт 1).

Согласно пункту 4 Порядка N 632 плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов, уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент (пункт 5 Порядка N 632).

В силу пункта 6 Порядка N 632 при отсутствии у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная и плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 Порядка.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2010 N 30 утвержден Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) (далее — Порядок N 30), который предназначен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, и которые относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Из пояснений истца и ответчика следует, что задолженности по сбросам (п. 1,2 Акта) нет.

Судом установлено, что требование истца основано на том, что по ряду веществ (отходов) Норматив на образование которых были утверждены Управлением /л.д.59/, не было согласование (невключение в ФККО).

Управление квалифицировало объем и размещение названных отходов, как не соответствующие данным, указанным в копии первичных документов, подтверждающих размещение отходов на полигоне. За размещение отходов, невключенных в ФККО, ответчиком не был применен 5-кратный повышающий коэффициент при исчислении платы.

Доводы истца суд не находит обоснованными и не принимает.

Судом установлено, что все эти отходы включены в Норматив на образование отходов и лимитов на их размещение.

Доказательств превышения нормативов размещения Управление не представило.

То обстоятельство, что часть отходов, включенных в утвержденный Норматив, не была включена в ФККО, по оценке суда не отменяет и не изменяет утвержденного самим Управлением Норматива на образование отходов и лимитов на их размещение.

Следовательно, не доказано размещение Природопользователем этих отходов, как не соответствующих данным, указанным в копии первичных документов, подтверждающих размещение отходов на полигоне. Для применения 5-кратного повышающего коэффициента нет законных оснований.

На основании изложенного в иске надлежит отказать.