О проблеме установления временно разрешенных выбросов (ВРВ) и временно разрешенных сбросов (ВРС) для объектов II и III категории.

Многим специалистам экологических служб приходилось в своей профессиональной деятельности разрабатывать и получать лимиты на выбросы и сбросы. Однако сегодня возможность получения подобных разрешительных документов доступна лишь некоторым хозяйствующим субъектам.

Что изменилось в законодательстве? Что мешает установлению лимитов на выбросы и сбросы?

- Реклама -
Вебинар внутри поста — copy

Как известно, начало прошлого года ознаменовалось переходом на новую систему нормирования воздействия, оказываемого на окружающую среду.

Состав экологической документации, которую так или иначе должны оформлять (разрабатывать, заполнять) и представлять в уполномоченные органы природопользователи, во многом зависит от того, на объекте какой категории осуществляется деятельность.

Если обратиться к Федеральному закону «Об охране окружающей среды», то мы не найдем там привычных положений об установлении лимитов на выбросы, лимитов на сбросы (которые раньше устанавливались при наличии согласованных планов снижения выбросов и сбросов).

На смену лимитам пришли ВРВ и ВРС, по сути то же самое, но с иным порядком установления.

ВРВ и ВРС устанавливаются в отношении объектов I, II и III категорий в случае, если отсутствует возможность соблюдения технологических нормативов, нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов (для каждой категории особенности разработки и установления таких нормативов свои).

Это может удивить, но по возможности установления ВРВ и ВРС в самом привилегированном положении сегодня находятся владельцы объектов I категории. У них есть две различные возможности:

▸установление лимитов на выбросы, лимитов на сбросы в старом порядке до получения КЭР;
▸установление ВРВ, ВРС в рамках процедуры получения КЭР (при наличии утвержденной программы повышения экологической эффективности).

С объектами II и III категорий все значительно сложнее.

Что имеем? На законодательном уровне порядку установления ВРВ и ВРС посвящена ст. 23.1 и отчасти ст. 67.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

ВРВ и ВРС для объектов II и III категорий устанавливаются разрешениями на временные выбросы и разрешениями на временные сбросы.

Условие установления ВРВ и ВРС — наличие утвержденного в установленном порядке плана мероприятий по охране окружающей среды (правила разработки и утверждения плана определены приказом Минприроды России от 17.12.2018 № 667).

ВРВ и ВРС для объектов II и III категорий устанавливаются на период выполнения плана мероприятий по охране окружающей среды в соответствии с графиком достижения установленных НДВ и НДС.

При этом ВРВ и ВРС устанавливаются на основе фактических показателей объема или массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ.

На этом какая-то определенность заканчивается. Дальше начинаются сложности.

Разрешения на временные выбросы и разрешения на временные сбросы должны выдаваться в порядке, установленном Правительством РФ. Как известно, такой порядок не установлен. Состав и форма документации, представляемой для выдачи разрешений, неизвестны.

Можно предположить, что для получения разрешений необходимо представить в уполномоченный орган заявление, план мероприятий по охране окружающей среды и, возможно, планируемые ВРВ и ВРС (по аналогии с процедурой, предусмотренной для объектов I категории).

Но какой орган уполномочен на выдачу разрешений на временные выбросы и разрешений на временные сбросы? Росприроднадзор в лице своих терорганов (например, для объектов федерального надзора)?

Однако в перечне полномочий Росприроднадзора (согласно Положению) нет ни слова о ВРВ и ВРС.

Конечно, мы понимаем, что с большой долей вероятности эту функцию будут выполнять органы госэконадзора.

Тем не менее это лишь домыслы, которые основаны на опыте и общих представлениях о порядке выдачи экологической разрешительной документации. Нормативного подтверждения этому пока нет.

Правовая стерильность наблюдается и в вопросе о том, в каком порядке и как долго должна проходить процедура выдачи разрешений на временные выбросы и разрешений на временные сбросы, каковы основания для отказа в выдаче таких разрешений, на какой период они могут быть выданы, будут ли условия для их действия или продления (например, в виде ежегодного представления отчета о ходе выполнения плана мероприятий по охране окружающей среды).

Означает ли это, что природопользователям не надо даже пытаться получить разрешения на временные выбросы и разрешения на временные сбросы?

Совершенно точно нет.

Обоснованным и нелишним, на наш взгляд, видится совершение всех возможных действий для получения таких разрешений.

Как минимум нам понятно главное условие для установления ВРВ, ВРС — наличие плана мероприятий по охране окружающей среды. Также известно, каким требованиям должен соответствовать план, какие положения должен содержать.

С госорганом, в который следует обращаться с заявлением, пожалуй, определиться несложно, не так много вариантов. Первые в очереди — органы госэконадзора (федерального и регионального уровня).

Однако все это, конечно, не гарантирует хозяйствующим субъектам получение разрешений в условиях правовой неопределенности.

Как долго Минприроды России будет готовить проекты постановлений Правительства РФ, когда они будут изданы непосредственно Правительством РФ — никто не знает. Соответственно, чем дольше такие документы отсутствуют, тем больше будет предприятий с истекшим сроком действия прежних лимитов на выбросы и сбросы и не имеющих разрешения на временные выбросы и разрешения на временные сбросы.
На наш взгляд, важно начать формировать практику обращений за разрешениями, не дожидаясь издания актов Правительства РФ.

Возможно, это будет сопровождаться отказами в выдаче разрешений, зато позволит наглядно проиллюстрировать и правоприменительным органам, и нормотворческому органу важность и срочность решения сложившейся проблемы.

Отметим, что 30 апреля 2020 г. стало известно о планах Минприроды России определить порядок выдачи разрешений на временные выбросы для объектов II и III категорий. На федеральном портале проектов нормативных правовых актов (regulation.gov.ru) опубликовано уведомление о начале разработки проекта постановления Правительства РФ «О порядке выдачи разрешений на временные выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух». Текст документа по состоянию на 30 апреля 2020 г. не размещен.

При этом 8 мая 2020 г. в информационной правовой системе «Консультант Плюс» появились разъяснения министерства о порядке выдачи разрешений на временные сбросы (Письмо Минприроды России от 17.04.2020 № 12−47/9513).

В письме отмечается, что до момента утверждения порядка выдачи разрешений на временные сбросы при разработке ВРС разрешения на них выдаются в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 № 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» (далее — постановление № 469).

Согласно этому документу при невозможности соблюдения нормативов Росприроднадзор может устанавливать лимиты на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов, с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов и при условии наличия согласованных с Росприроднадзором планов снижения таких сбросов.

Также Минприроды России в письме уточняет, что планы снижения сбросов загрязняющих веществ, разработанные до 1 января 2019 г., действуют до окончания срока их действия и признаются программами повышения экологической эффективности или планами мероприятий по охране окружающей среды.

Судя по позиции, изложенной в письме, в данной области отношений существенных проблем нет — все решается с помощью постановления № 469.

Однако нельзя не заметить очевидного:

▸ во-первых, постановление № 469 не регулирует порядок выдачи разрешений на сбросы в принципе. И конечно, не затрагивает вопросы установления ВРС;
▸ во-вторых, постановление № 469 определяет универсальный порядок утверждения НДС и лимитов на сбросы, который действовал до перехода на новую систему нормирования воздействия, оказываемого на окружающую среду, и не учитывает специфики нормирования сбросов объектов II и III категорий. Применение указанного порядка к существующей системе правоотношений повлечет за собой ряд проблем правоприменения. Например, может реализоваться на практике заблуждение о том, что для объектов II и III категорий сначала утверждаются НДС, а лишь потом устанавливаются ВРС;
▸ в-третьих, постановление № 469 требует согласованного плана снижения сбросов, тогда как определенный законом общий порядок установления ВРС требует наличия плана мероприятий по охране окружающей среды, который с учетом действующего законодательства не подлежит какому-либо согласованию.

И хотя позиция госоргана в письме не обосновывается, нельзя исключать того, что для отдельных водопользователей предлагаемый министерством взгляд на проблему может стать простым решением (в случае, если такие водопользователи имеют согласованные до 1 января 2019 г. планы снижения сбросов и если терорганы Росприроднадзора проникнутся таким подходом).

Тем не менее это лишь часть водопользователей. Как поступать в сложившейся ситуации остальным хозяйствующим субъектам, заинтересованным в установлении ВРС, Минприроды России, к сожалению, не сообщает.