Минприроды России попыталось зарегистрировать в Минюсте свой приказ от 27.02.2020 № 99, которым утверждена методика разработки (расчета) нормативов допустимых выбросов, однако в очередной раз неудачно.

Тем не менее обратим внимание на подходы, которые предлагает министерство к очень актуальному на сегодняшний день расчету.

Методику установления нормативов допустимых выбросов (НДВ) пытаются разработать и утвердить с тех самых пор, как вступил в силу Закон № 219-ФЗ1, который поменял систему нормирования и контроля с классической, ориентированной на предприятие-природопользователя, на новую — объектно ориентированную. Объекты, оказывающие негативное воздействие (ОНВ), разделили на категории, и теперь устанавливать НДВ необходимо не всем.

- Реклама -
Вебинар внутри поста — copy

ЗАКОН № 7-ФЗ2 В РЕДАКЦИИ ЗАКОНА № 219-ФЗ1

СТАТЬЯ 22. НОРМАТИВЫ ДОПУСТИМЫХ ВЫБРОСОВ, НОРМАТИВЫ ДОПУСТИМЫХ СБРОСОВ

[…]
2. Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории.
3. Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, является приложением к декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой соответственно в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 31.2 настоящего Федерального закона, кроме случаев, предусмотренных статьей 23.1 настоящего Федерального закона.
4. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории.
5. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов не рассчитываются для объектов IV категории.
6. Методики и (или) методы разработки нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. […]

Однако нормативного правового акта, в соответствии с которым нужно устанавливать НДВ, до сих пор нет. В связи с этим мы продолжаем пользоваться давно устаревшим постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 № 1833.

Состав проекта нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ), каким он был до вступления в силу Закона № 219-ФЗ1, не был четко определен. Разработка проекта регламентировалась Рекомендациями4 1987 г. Кроме того, приходилось пользоваться Методическим пособием5 ОАО «НИИ Атмосфера», как более современным документом, учитывающим требования закона, но при этом рекомендательного характера. В итоге проекты ПДВ представляли собой «сборную солянку» разделов и таблиц, собранных из этих документов, а также с добавлением некоторых деталей, взятых из тоже рекомендательного, но полезного ГОСТ 17.2.3.02−20146.

Попытки регистрации нового приказа о разработке НДВ предпринимались несколько раз. В марте 2020 г. на государственную регистрацию в Минюст России был направлен приказ Минприроды России от 27.02.2020 № 99 «Об утверждении методики разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» (далее — Методика). Рассмотрим данный документ, несмотря на то, что госрегистрацию он не прошел. Возможно, наш анализ будет полезен при следующей попытке разработки Методики.

Важно

В соответствии с новой терминологией необходимо употреблять словосочетание «нормативы допустимых выбросов». Но в приказе разработчики продолжают использовать старое наименование — «предельно допустимый
выброс».

Первое и самое важное — Методика определяет порядок разработки НДВ загрязняющих веществ в атмосферный воздух, за исключением разработки НДВ радиоактивных веществ и расчета выбросов при авариях (аварийных выбросов), а также определяет порядок оформления расчетов НДВ.

Согласно Методике ПДВ рассчитываются для следующих объектов ОНВ:

▸планируемых к строительству объектов ОНВ I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду);
▸действующих объектов ОНВ I категории и в случае получения комплексного экологического разрешения II категории в отношении высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности) при их наличии в выбросах;
▸действующих объектов II категории;
▸действующих объектов III категории при наличии в выбросах высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности) при их наличии в выбросах.

Расчет нормативов осуществляется для веществ, подлежащих нормированию, с учетом результатов расчета рассеивания веществ, выполненного согласно приказу Минприроды России от 06.06.2017 № 2737. Расчет проводится исходя из соблюдения гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха.

ПДВ для Байкальской природной территории согласно требованиям п. 1 ст. 14 Федерального закона «Об охране озера Байкал»8 устанавливаются на 1 год.

Для строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов ОНВ нормативы разрабатываются на основе проектной документации, для действующих — на основании данных инвентаризации источников выбросов. Кроме того, устанавливается отдельный порядок разработки НДВ для случаев сноса (ликвидации) объекта ОНВ, его части — аналогично строящимся объектам.

Отдельно отмечено, что ПДВ определяются при таком режиме, работы оборудования, в котором выбросы максимальны.

Расчеты ПДВ оформляются отдельным томом с приложениями, состав тома устанавливается приказом, бумажная версия расчетов заверяется подписью и печатью, электронная — электронной цифровой подписью.

Согласно Методике разработка НДВ включает:

▸формирование данных для разработки НДВ;
▸определение перечня загрязняющих веществ и стационарных источников;
▸проведение расчетов рассеивания выбросов, их анализ и расчет значений ПДВ;
▸расчет выбросов для соблюдения НДВ при наступлении неблагоприятных метеорологических условий (НМУ).

Таким образом, в расчет НДВ, как раньше в проект ПДВ, предполагалось вновь включить раздел выбросов при наступлении НМУ. Непонятно, для чего это нужно, ведь план-график мероприятий при НМУ уже давно разрабатывается отдельно согласно ст. 19 Закона № 96-ФЗ9.

Рассмотрим все действия, предлагаемые Методикой, поэтапно.

Этап 1 — формирование данных для разработки НДВ

Речь идет о следующих данных.

ДАННЫЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ НДВ:

a) результаты анализа гигиенических и экологических (при их наличии) нормативов качества атмосферного воздуха, применимых для района расположения объекта ОНВ;

б) информация o географических, климатических и метеорологических характеристиках района расположения объекта ОНВ;

в) данные о фоновом уровне загрязнения атмосферного воздуха;

г) сведения o расположении объекта ОНВ и прилегающей территории;

д) сведения об объекте ОНВ и его воздействии на атмосферный воздух с учетом возможных изменений видов и объемов деятельности (перспективы развития);

е) данные об инвентаризации выбросов для действующих объектов ОНВ, включая сведения о стационарных источниках и выбросах объекта ОНВ, в том числе о стационарных источниках залповых выбросов;

ж) данные о стационарных источниках и выбросах, выполненные на основе проектной документации, для строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов ОНВ. Разделы (подразделы) проектной документации‚ содержащие данные о стационарных источниках и выбросах, указаны в п. 20 Методики.

Подпункт «а» говорит о необходимости анализа наличия особых нормативов качества среды (например, если для территории применяется коэффициент 0,8 ПДК, когда территория имеет особые условия нормирования — относится к жилым или рекреационным зонам), а также экологических нормативов.

Подпункт «б» — это климатическая справка о районе расположения предприятия либо информация из климатических справочников в соответствии с Методами расчета рассеивания7. Сведения заносятся в таблицу 1 приложения 2 к Методике.

Данные о фоновых концентрациях (подп. «в») — это справка из Росгидромета либо данные сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, полученные у органов государственной власти в случае, если такие расчеты проводятся на территории населенного пункта в соответствии со ст. 22.1 Закона № 96-ФЗ9.

Подпункт «г» — это наименование объекта ОНВ, его местонахождение, карта-схема объекта и ситуационный план местности. В Методике описаны очень подробные требования к оформлению картографических материалов: какого масштаба они должны быть, что должно быть нанесено и в каком виде.

Сведения об объекте ОНВ и его воздействии на атмосферный воздух с учетом перспективы развития (подп. «д») содержат описание видов деятельности, информацию о производстве продукции с указанием проектных и фактических значений, а также информацию о газоочистных установках (ГОУ), перспективах развития производства, в том числе в части воздухоохранных мероприятий.

Данные об инвентаризации выбросов для действующих объектов ОНВ (подп. «е») приводятся в соответствии с Порядком проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов10. Рекомендуемые образцы оформления представлены в таблицах 2 и 3 приложения 2 к Методике.

Наконец подп. «ж» — данные об источниках выбросов для строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов OHB. Они берутся из расчетов выбросов, приведенных в составе проектной документации на строительство с учетом его этапов и на период эксплуатации. Показатели выбросов проектируемых объектов определяются по сведениям из руководств (инструкций) по эксплуатации, по данным производителя (поставщика) технологического оборудования и (или) по данным об объектах-аналогах. В Методике даже приведен перечень разделов проектной документации (в соответствии с постановлением Правительства РФ № 8711), в составе которой можно найти необходимую информацию по характеристикам оборудования:

▸для объектов производственного и непроизводственного назначения:
▸"Сведения об инженерном оборудовании, o сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений";
▸"Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, тепловые сети";
▸"Технологические решения";
▸"Проект организации строительства";
▸"Перечень мероприятий по охране окружающей среды" (основой раздел, в котором приводятся характеристики выбросов, обоснование расчета выбросов и расчет рассеивания);
▸для линейных объектов капитального строительства:
▸"Пояснительная записка";
▸"Проект полосы отвода";
▸"Технологические и конструктивные решения линейного объекта. Искусственные сооружения";
▸"Здания, строения и сооружения, входящие в инфраструктуру линейного объекта";
▸"Проект организации строительства";
▸"Проект организации работ по сносу или демонтажу линейного объекта";
▸"Мероприятия по охране окружающей среды".

Этап 2 — определение перечня загрязняющих веществ и стационарных источников

Для проектируемых объектов ОНВ I и II категорий, a также для действующих объектов ОНВ II категории загрязняющие вещества выбираются из Перечня, утвержденного распоряжением Правительства РФ № 1316-р12; для действующих объектов ОНВ I и III категорий выбираются высокотоксичные вещества, вещества, обладающие канцерогенными, мутагенными свойствами (вещества I, II классов опасности), которые включены в Перечень12. Соответственно формируются и перечни организованных и неорганизованных источников выбросов объекта ОНВ, которые будут нормироваться при расчетах.

На основе полученных перечней в табличной форме составляется «Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых разрабатываются предельно допустимые выбросы» с указанием кодов, классов опасности, значений ПДК (ОБУВ), среднего годового выброса в тоннах. Образец таблицы приведен в приложении 2 к Методике. Подобная таблица была в проектах ПДВ и раньше, только без средних годовых выбросов за последние 3 года. В перечень источников включаются источники залповых выбросов, проектируемые и ликвидируемые источники.

Этап 3 — проведение расчетов рассеивания выбросов, их анализ и расчет значений ПДВ

Рассеивание выбранных веществ рассчитывается с определением зоны влияния их выбросов, с выявлением особенностей распределения концентраций веществ в соответствии с Методами расчета рассеивания7. Зоной влияния считается зона, за пределами которой концентрация вещества не превышает 0,05 ПДК. На основе определения зоны влияния выбросов выбираются размеры расчетной области, шаг и общее количество узлов сетки, проводятся расчеты приземных концентраций в слое атмосферного воздуха до 2 м включительно и при необходимости вертикального распределения концентраций с учетом влияния застройки. При этом сетка должна охватить границы санитарно-защитной зоны (СЗЗ), жилые зоны и другие особые зоны.

Для расчетной области определяются распределение в атмосферном воздухе концентраций выбрасываемых загрязняющих веществ, которое характеризует воздействие объекта, и суммарное загрязнение атмосферного воздуха, формируемое воздействием объекта ОНВ, с учетом фонового уровня загрязнения в районе расположения объекта. Отчет о суммарном загрязнении содержит сведения о программах, используемых для расчета, сведения о параметрах выбросов, результаты расчетов с учетом фона, карты-схемы с изолиниями концентраций веществ, а также перечень источников с наибольшим воздействием с указанием подразделения, номера источника, номера расчетной точки и наименований и кодов веществ, их максимальных приземных концентраций на границе предприятия, границе СЗЗ, в жилой зоне и (или) зоне с особыми условиями, с учетом и без учета фона.

Такой перечень источников вносится в табличную форму из приложения 2 к Методике. Подобная таблица ранее в проекте ПДВ была известна как «Перечень источников, дающих наибольшие вклады в уровень загрязнения атмосферы», только в ней не нужно было приводить результаты рассеивания с учетом и без учета фона.

Если выбросы веществ на расчетных точках особых зон не превышают санитарно-гигиенические и прочие нормативы, то на их основе можно утверждать НДВ.
Здесь примечательно то, что согласно Методике нет необходимости и обязанности разрабатывать общие НДВ или нормативы с учетом выбросов соседних предприятий, если нет сводных расчетов по территории в соответствии с Правилами13 их проведения. Это важно, потому что иногда сложно договориться с предприятиями из общей с нормируемым объектом ОНВ промзоны о предоставлении их проектной документации для учета выбросов.

ПУНКТ 31 МЕТОДИКИ

В случае если в производственной зоне, в том числе на территории индустриального (промышленного) парка, находятся несколько объектов ОНВ, имеющих стационарные источники, то предельно допустимые выбросы для каждого объекта ОНВ в такой производственной зоне рассчитываются с учетом выбросов от стационарных источников всех объектов ОНВ, расположенных на данной территории, с использованием метода сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха.
До разработки сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха допускается разработка предельно допустимых выбросов для каждого объекта ОНВ, указанного в абзаце первом настоящего пункта, отдельно с учетом фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха.

В результате действий третьего этапа определяются ПДВ в виде следующих показателей:

▸максимальных разовых значений выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (в граммах в секунду), отражающих наибольшую мощность выбросов этих веществ (массу выбросов загрязняющих веществ в единицу времени) — в отношении загрязняющих веществ, для которых установлены максимальные разовые предельно допустимые концентрации в атмосферном воздухе;
▸осредненных значений выбросов загрязняющих веществ за год (в граммах в секунду) с учетом времени работы стационарных источников в течение года и нестационарности выбросов за этот период (год) — в отношении загрязняющих веществ, для которых установлены значения среднесуточных и (или) среднегодовых предельно допустимых концентраций в атмосферном воздухе;
▸значений валовых (годовых) выбросов загрязняющих веществ (в тоннах в год), отражающих суммарную массу выбросов конкретного загрязняющего вещества за год с учетом времени работы оборудования, сезонности нагрузки, расхода топлива, сырья и материалов в течение года.

Как видим, помимо знакомого показателя максимальных разовых значений выбросов для веществ с ПДКмр добавлены осредненные значения выбросов загрязняющих веществ за год для веществ с ПДКсс или ПДКсг. Это связано с тем, что с выходом Методов расчета рассеивания7 изменился алгоритм расчета рассеивания для веществ с разными типами ПДК, который раньше был одинаковым для всех.

При этом сейчас для загрязняющих веществ, по которым установлены максимальные разовые ПДК или ОБУВ, проводится расчет осредненных за 20−30-минутный интервал максимальных разовых концентраций, которые сопоставляются с максимальными разовыми ПДК или ОБУВ. Для загрязняющих веществ, по которым установлены среднесуточные ПДК, проводится расчет значений концентраций, осредненных за год с учетом нестационарности выбросов в течение года‚ и такие концентрации сопоставляются со среднесуточными ПДК или среднегодовыми ПДК (при их наличии). Если для загрязняющего вещества установлены значения и максимальных разовых, и среднесуточных ПДК, то расчетные максимальные разовые концентрации сопоставляются с максимальными разовыми ПДК, а расчетные среднегодовые концентрации сопоставляются со среднесуточными ПДК.

Расчет ПДВ, как и раньше, проводится исходя из необходимости соблюдения условия, что отношение приземной концентрации вещества к его минимальному ПДК (ОБУВ), суммированное с фоновой концентрацией данного вещества в долях ПДК, будет меньше либо равно 1 (для особых зон — 0,8).

Фон при расчетах учитывается, только если максимальная приземная концентрация выбросов от объекта по данному веществу превышает 0,1 ПДК. При этом если Росгидромет не предоставляет данные о фоновом уровне по веществу и нет сводных расчетных данных по нему, фон принимается равным нулю.

В Методике есть очень важное положение, касающееся линейных объектов ОНВ и объектов, деятельность которых осуществляется в разных районах субъекта РФ. Для линейных объектов предлагается нормирование по однотипному участку ведения работ, наиболее близкому к нормируемым территориям, а для работ в разных районах рекомендуется проведение расчетов на примере одной из площадок ведения работ, расположенной наиболее близко к нормируемым территориям. Эти вполне разумные положения взяты из ГОСТ 17.2.3.02−20146.

Есть еще одно довольно важное уточнение, касающееся проектируемых объектов. Если при разработке ПДВ для строящихся, вводимых в эксплуатацию объектов ОНВ проектные значения выбросов меньше расчетных значений ПДВ, то в качестве ПДВ принимается проектное значение выбросов.

Если по каким-либо источникам нельзя установить ПДВ, разрабатывается программа повышения экологической эффективности или план мероприятий по охране окружающей среды в установленном законом порядке.

Результаты расчетов ПДВ оформляются в виде таблицы, в которой для каждого стационарного источника приводятся значения рассчитанных ПДВ (временно разрешенных выбросов — ВРВ) на момент разработки и на 7 следующих лет. Отдельной таблицей оформляется расчет нормативов выбросов по каждому веществу в целом по объекту на момент разработки и на 7 лет вперед и общее суммарное значение норматива по всем веществам.

Этап 4 — расчет выбросов для соблюдения ПДВ при наступлении НМУ

Даны рекомендации по расчету выбросов, позволяющих соблюсти нормативы качества воздуха при наступлении НМУ для разных степеней опасности.

Расчет выбросов на периоды НМУ включает:

▸анализ загрязнения атмосферного воздуха, создаваемого выбросами объекта ОНВ, и степеней опасности НМУ, характерных для района размещения объекта ОНВ (например, приподнятые и приземные инверсии, штилевые условия, туманы и преобладающие ветра);
▸определение перечня загрязняющих веществ, по которым необходимо уменьшение выбросов в периоды НМУ;
▸определение перечня стационарных источников, на которых проводится уменьшение выбросов в периоды НМУ, и мероприятий по уменьшению выбросов в периоды НМУ для выбранных стационарных источников;
▸расчет приземных концентраций загрязняющих веществ с учетом проведения мероприятий по уменьшению выбросов в периоды НМУ и оценку обеспечения нормативов качества атмосферного воздуха при проведении на объекте ОНВ мероприятий по уменьшению выбросов в периоды НМУ (оценка эффективности мероприятий при НМУ).

Оценка эффективности мероприятий рассчитывается в процентах как отношение объема сокращения выбросов при мероприятии к выбросам источника без мероприятия, умноженное на 100. Кроме того, необходимо рассчитать эффективность от мероприятий по расчетным концентрациям веществ.

В этом разделе нет ничего нового, все процедуры известны еще со времен РД 52.04.52−8514.

В приложении 1 к Методике приведен рекомендуемый образец оформления содержания расчетов НДВ. От привычного нам тома проекта нормативов ПДВ данный образец отличается по нескольким пунктам. Так, отдельным разделом выделены «Сведения о стационарных источниках и загрязняющих веществах, по которым предельно допустимые выбросы на объекте ОНВ не обеспечиваются», то есть источники, по которым будут разрабатываться ВРВ.

Как уже было сказано, вернулся раздел «Расчет выбросов для соблюдения предельно допустимых выбросов при наступлении НМУ», который в последнее время в проектах ПДВ если и присутствовал, то содержал либо информацию о разработанном и согласованном в отдельном порядке плане-графике мероприятий при НМУ, либо копии таблиц из данного отдельного документа.

Кроме того, есть отдельный раздел, содержащий сведения о полученном санитарно-эпидемиологическом заключении (СЭЗ) о соответствии НДВ санитарным правилам в соответствии со ст. 20 Закона № 52-ФЗ15. Это означает обязательность прохождения санитарно-эпидемиологической экспертизы и получения СЭЗ, которое затем будет приложено к расчетам НДВ.

Выводы

1. По сути, предложенная министерством Методика предлагает разрабатывать НДВ по старой схеме, не содержит качественно новых подходов к нормированию выбросов. В итоге мы получаем тот же проект ПДВ, только без утверждения Росприроднадзором или уполномоченным органом и без итоговой выдачи разрешения на выброс.
Разработанный документ будет приложением к комплексному экологическому разрешению для объектов I категории, к декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории или отельным документом по расчету НДВ для веществ I, II классов опасности для объектов III категории.

2. СЭЗ на расчеты получать нужно, тут ничего не изменилось, потому что не вносились соответствующие целям реформаторского Закона № 219-ФЗ1 изменения в Закон № 52-ФЗ15.

3. Неясно, для каких целей предлагается возвратить раздел о мероприятиях при НМУ, дублирующий аналогичный отдельно разрабатываемый документ.

4. Проект нормативов ПДВ в его старой интерпретации по своему составу и содержанию не был строго регламентирован, что давало простор для неоднозначной трактовки требований. В предлагаемой Методике очень подробно описывается, где берется та или иная исходная информация, приведены все формулы для расчета и соответствующие нормативные ссылки, что не может не радовать.

5. Главное — снижение контролирующей нагрузки на бизнес, которое попытались реализовать в Законе № 219-ФЗ, — в целом провалено, что в очередной раз подтверждает текст Методики. Нагрузка снизилась лишь для очень небольшой прослойки предпринимателей, которым повезло получить IV категорию для своих объектов.

Документы

  1. Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об охране окружающей среды“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  2. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
  3. Постановление Правительства РФ от 02.03.2000 № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него».
  4. Рекомендации по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятия (утв. Госкомгидрометом СССР 28.08.1987).
  5. Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. — СПб.: НИИ Атмосфера, 2012.
  6. ГОСТ 17.2.3.02−2014. Межгосударственный стандарт. Правила установления допустимых выбросов загрязняющих веществ промышленными предприятиями (утратил силу).
  7. Приказ Минприроды России от 06.06.2017 № 273 «Об утверждении методов расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе».
  8. Федеральный закон от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал».
  9. Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
  10. Приказ Минприроды России от 07.08.2018 № 352 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки».
  11. Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».
  12. Распоряжение Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р «Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды».
  13. Приказ Минприроды России от 29.11.2019 № 813 «Об утверждении правил проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, включая их актуализацию».
  14. РД 52.04.52−85. Методические указания. Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях.
  15. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».