До 25 марта 2020 года владельцы объектов НВОС I, II, III категорий отчитались о результатах производственного экологического контроля (ПЭК) за 2019 год.

Анализ отчетов ПЭК показывает, что многие хозяйствующие субъекты подменяют аккредитованные лаборатории аттестованными. Это ошибочно и противоречит Федеральному закону «Об охране окружающей среды» (Закон об ООС) и подзаконным приказам Минприроды России в области ПЭК.

Пункт 3 статьи 67 Закона об ООС установил, что программа ПЭК, помимо прочего, должна содержать сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), АККРЕДИТОВАННЫХ в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.

- Реклама -
Вебинар внутри поста — copy

Требования об аккредитованных испытательных лабораториях содержатся в:

  • Требованиях к содержанию программы производственного экологического контроля (утв. приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74);
  • Форме отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (утв. приказом Минприроды России от 14.06.2018 № 261);
  • Методических рекомендациях по заполнению формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (утв. приказом Минприроды России от 16.10.2018 № 522).

Согласно статье 1 Федерального закона «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», аккредитация представляет собой подтверждение национальным органом по аккредитации (в настоящее время — Росаккредитация) соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации. Целью аккредитации является прежде всего обеспечение доверия к результатам оценки соответствия.

В то время как аттестация лаборатории — это комплексная оценка метрологического обеспечения измерений химического состава и свойств веществ и материалов. Цель аттестации — обеспечение единства и достоверности измерений химического состава и физико-химических свойств сырья, веществ, материалов, в том числе веществ и материалов, применяемых в сфере охраны природной среды. Правовые основы заложены в соответствующих методических указаниях (Методические указания. Аттестация аналитических лабораторий предприятий и организаций. Основные положения (РД 50−194−80)).

Как видно из приведенных правовых положений, аттестация и аккредитация лаборатории — разные административные процедуры, не подменяющие друг друга. Следовательно, привлекать к ПЭК лаборатории, имеющие только аттестацию, это нарушение правил осуществления ПЭК и законодательства об охране окружающей среды.

Чтобы результаты ПЭК были законными, необходимо проверять наличие у лаборатории аккредитации в национальной системе аккредитации. Также обязательно нужно обращать внимание и на область аккредитации, чтобы не оказалось, что лаборатория вправе «мерить» только выбросы в атмосферу, а вы ее привлекаете для исследования проб сточных вод.