Правительство России рекомендовало уполномоченным органам установить нормативы состава сточных вод со сроком начала их действия не позднее 1 июля 2020 г.

3 июня 2020 г. вступило в силу постановление Правительства РФ от 22.05.2020 № 728, которым, в частности, изменены Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (далее — Правила).

Изменения настолько обширные, что требуют рассмотрения в отдельных тематических материалах.

- Реклама -
Вебинар внутри поста — copy

В статье поговорим об институте нормирования качества сточных вод и уделим внимание нормативам состава сточных вод, порядок разработки и установления которых теперь определен в Правилах.

Правительство РФ рекомендовало органам местного самоуправления городских поселений, городских округов и муниципальных районов, а также органам исполнительной власти субъектов РФ (в определенных случаях) установить нормативы состава сточных вод со сроком начала их действия не позднее 1 июля 2020 г.

В первую очередь надо отметить, что изменения в Правилах, касающиеся нормирования качества сточных вод, новые нормативы не вводят.

Более полутора лет абоненты централизованных систем водоотведения (ЦСВ) и организации водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) готовились к тому, что нормативы водоотведения по составу сточных вод (муниципальные) будут обновлены.

Правила главным образом приведены в соответствие с положениями Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» в редакции, вступившей в силу еще 01.01.2019.

В начале прошлого года в законе появились нормы, определяющие, что к обязанностям абонентов ЦСВ относится соблюдение:

▸требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на ЦСВ;
▸нормативов состава сточных вод, которые, по сути, являются аналогом нормативов водоотведения по составу сточных вод (устанавливались в каждом муниципальном образовании в соответствии с постановлением Правительства от 12.02.1999 № 167).

Напомним, что 2019 г. для абонентов ЦСВ ознаменовался в том числе прекращением действия гл. 5 «Обеспечение охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения» Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» и упразднением истории с нормативами допустимых сбросов (НДС) для отдельных категорий абонентов.

Но при этом впервые в законе закрепили нормативы состава сточных вод (муниципальные). До этого момента нормативы водоотведения по составу сточных вод упоминались:

▸в Правилах пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 № 167;
▸в Правилах холодного водоснабжения и водоотведения.

Нормативы состава и свойств сточных вод против требований к составу и свойствам сточных вод

С 01.01.2019 регулированию порядка установления нормативов состава сточных вод посвящена ст. 30.1 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении».

Сразу подчеркнем, что установление на уровне закона нормативных положений, касающихся нормативов состава сточных вод, не означало и не означает упразднение требований к составу и свойствам сточных вод, установленных Правилами в целях предотвращения негативного воздействия на ЦСВ.

Законодательство о водоснабжении и водоотведении и тогда, и сейчас предполагает необходимость соблюдения при сбросе сточных вод в ЦСВ как требований к составу и свойствам сточных вод, так и нормативов состава сточных вод.

Возможен ли конфликт нормативов состава сточных вод и требований к составу и свойствам сточных вод? Строго говоря, это автономные нормативы-требования. Соблюдение одних не освобождает от необходимости соблюдения других, и наоборот.

Во многих случаях так называемые муниципальные нормативы, рассчитанные на основании НДС организации ВКХ и эффективности очистных сооружений, будут строже, чем требования к составу и свойствам сточных вод.

Поэтому, соблюдая нормативы состава сточных вод по определенным загрязняющим веществам, абонент будет автоматически соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод по тем же загрязняющим веществам.

Но представим ситуацию, когда по результатам расчетов нормативы для некоторых веществ оказались больше (то есть мягче), чем требования.

Для такого случая Правила предусматривают следующее решение: если расчетные значения нормативов состава сточных вод больше максимальных допустимых значений показателей и концентраций по соответствующим загрязняющим веществам (то есть больше требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в приложении 5 к Правилам), за величину нормативов принимаются значения, указанные в приложении 5.

Иными словами, если какие-то нормативы по результатам расчета получились менее строгими, чем требования к составу и свойствам сточных вод (установленные в целях предотвращения негативного воздействия на ЦСВ), то в качестве итогового значения берется значение из требований (в качестве норматива принимается значение из требований).

Нормативы состава сточных вод должны быть установлены органами местного самоуправления (как и нормативы водоотведения по составу сточных вод):

а) на основании НДС, установленных для объектов организаций, осуществляющих водоотведение;

б) с учетом эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение.

Нормативы состава сточных вод не устанавливаются в отношении нитрат-аниона и нитрит-аниона при сбросе сточных вод через ЦСВ поселений или городских округов.

Порядок установления нормативов состава сточных вод должен быть определен Правилами. Именно этот порядок в числе прочего и определили изменения, внесенные в Правила постановлением Правительства РФ от 22.05.2020 № 728.

Самый главный вопрос, который сейчас задают многие абоненты ЦСВ: в отношении каких абонентов ЦСВ применимы «новые» нормативы состава сточных вод и в отношении каких нет?

По общему правилу нормативы состава сточных вод, устанавливаемые на местном уровне для конкретной ЦСВ или конкретной технологической зоны водоотведения (если ЦСВ состоит из двух и более технологических зон водоотведения), применимы ко всем абонентам ЦСВ, за исключением отдельных категорий.

Назовем те категории объектов абонентов ЦСВ, к сточным водам которых нормативы не применяются:

1) объекты, являющиеся жилыми домами, многоквартирными домами (кроме нежилых помещений в многоквартирных домах, имеющих отдельные канализационные выпуски в ЦСВ), жилыми помещениями специализированного жилищного фонда;

2) иные объекты, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее 30 м3 суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта.

Однако и здесь есть исключение.

Из перечня освобожденных от применения нормативов состава сточных вод исключены некоторые объекты, другими словами, соблюдение нормативов для них все же обязательно, несмотря на объем отводимых сточных вод. Это следующие объекты:

▸гостиницы;
▸предприятия общественного питания;
▸предприятия полиграфической деятельности;
▸объекты, используемые для осуществления деятельности по складированию и хранению;
▸бани и душевые по предоставлению общегигиенических услуг, сауны;
▸объекты сухопутного транспорта;
▸объекты розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах;
▸парикмахерские и салоны красоты;
▸объекты производства пара и горячей воды (тепловой энергии);
▸объекты производства пищевых продуктов;
▸объекты производства стекла и изделий из стекла;
▸объекты производства строительных керамических материалов, керамических изделий;
▸объекты производства огнеупорных керамических товаров;
▸объекты производства стекловолокна;
▸объекты производства изделий из бетона;
▸объекты производства цемента и гипса;
▸объекты производства химических веществ и химических продуктов;
▸объекты производства кожи и изделий из кожи;
▸объекты производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях;
▸объекты производства меховых изделий;
▸объекты производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла;
▸объекты производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях;
▸объекты производства резиновых и пластмассовых изделий;
▸мойки транспортных средств;
▸объекты стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий;
▸объекты сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья;
▸объекты предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов.

В отношении каких загрязняющих веществ устанавливаются нормативы состава сточных вод?

В условный перечень таких веществ входят загрязняющие вещества, в отношении которых объектам соответствующей ЦСВ или технологической зоны водоотведения установлены (рассчитаны, представлены) НДС, а также установлены технологические нормативы.

Эта особенность вытекает из порядка установления нормативов состава сточных вод, так как в законе указано, что такие нормативы устанавливаются на основании НДС для объектов организаций, осуществляющих водоотведение. Одновременно законом «анонсированы» некоторые особенности установления нормативов состава сточных вод для технологически нормируемых веществ.

Алгоритм разработки и установления нормативов состава сточных вод

1. Рассчитываются нормативы организацией, осуществляющей водоотведение. Формулы для расчета приведены в разд. XIII Правил.

Так, в Правила включены:

▸формулы расчета нормативов состава сточных вод для отдельных загрязняющих веществ;
▸формулы определения показателя эффективности удаления загрязняющего вещества очистными сооружениями организации, осуществляющей водоотведение.

При этом предусмотрены особенности расчета нормативов состава сточных вод в случаях, если:

▸объектами одной ЦСВ или технологической зоны водоотведения сброс сточных вод осуществляется в разные водные объекты, для которых установлены (рассчитаны, представлены) различные НДС и (или) установлены различные технологические нормативы (в отношении технологически нормируемых веществ);
▸сброс сточных вод осуществляется в один и тот же водный объект, но из разных выпусков сточных вод, для которых установлены (рассчитаны, представлены) различные НДС или установлены различные технологические нормативы (в отношении технологически нормируемых веществ).

2. Рассчитанные нормативы состава сточных вод представляются организацией ВКХ в орган, уполномоченный на установление нормативов состава сточных вод.

Уполномоченный орган — это, как правило, орган местного самоуправления городского поселения, городского округа или муниципального района.

В ряде случаев нормативы состава устанавливаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

На рассмотрение рассчитанных нормативов отводится 30 календарных дней со дня:

▸или представления организацией ВКХ декларации о воздействии на окружающую среду;
▸или выдачи организации ВКХ комплексного экологического разрешения (внесения в него изменений);
▸или получения организацией ВКХ разрешения на сброс загрязняющих веществ (внесения в него изменений);
▸или установления НДС для объектов ЦСВ.

Важно обратить внимание! Срок — пресекательный. Если организация ВКХ не представила в уполномоченный орган рассчитанные нормативы, уполномоченный орган самостоятельно утверждает нормативы состава сточных вод.

Для этого уполномоченный орган вправе запросить сведения у организации ВКХ, а организация ВКХ обязана представить по письменному запросу в течение 5 рабочих дней имеющиеся у нее документы и материалы, необходимые для установления нормативов состава сточных вод.

Возможен отказ в установлении нормативов состава сточных вод при наличии следующих оснований:

▸отсутствие установленных (рассчитанных, представленных) НДС или установленных технологических нормативов в отношении загрязняющих веществ, для которых были представлены рассчитанные значения нормативов состава сточных вод;
▸рассчитанные значения нормативов состава сточных вод меньше установленных (рассчитанных, представленных) значений НДС или установленных технологических нормативов по соответствующим загрязняющим веществам;
▸рассчитанные значения нормативов состава сточных вод не соответствуют требованиям к порядку расчета таких нормативов.

В случае если проводится корректировка установленных нормативов, дополнительным основанием отказа может выступать отсутствие установленных оснований для корректировки нормативов состава сточных вод.

3. Если все же организация ВКХ рассчитала и представила нормативы в срок, уполномоченный орган рассматривает представленные нормативы в течение 30 календарных дней и устанавливает нормативным правовым актом (НПА) нормативы состава сточных вод (с уведомлением организации ВКХ).

Обязанности абонентов при установлении «новых» нормативов состава сточных вод

Надо отметить правило, которое касается представления абонентами ЦСВ декларации о составе и свойствах сточных вод в случае установления нормативов состава сточных вод.

Если при установлении или корректировке нормативов изменился перечень загрязняющих веществ, в отношении которых установлены нормативы состава сточных вод, абоненты ЦСВ должны в течение 3 мес. с даты опубликования соответствующего НПА:

1) внести изменения в декларацию в части изменения перечня загрязняющих веществ, в отношении которых в декларации указаны фактические концентрации загрязняющих веществ;

2) подать измененную декларацию в организацию ВКХ.

В случае если измененная декларация не была подана в организацию ВКХ, декларация прекращает действие по истечении 3 мес. со дня опубликования НПА органа об установлении или корректировке нормативов состава сточных вод.

В завершение рассмотрим основания для установления или корректировки нормативов состава сточных вод:

1) установление (расчет, представление) НДС или установление технологических нормативов для объектов ЦСВ организации ВКХ;

2) корректировка (перерасчет) НДС или корректировка технологических нормативов для объектов ЦСВ организации ВКХ.

Дополнительным основанием для корректировки нормативов состава сточных вод по отдельным загрязняющим веществам является изменение показателя эффективности удаления соответствующего загрязняющего вещества очистными сооружениями (по итогам 12 календарных мес. подряд) более чем на 10% по сравнению с ранее определенным значением такого показателя.