Уже 18 лет порядок разработки и утверждения нормативов выбросов, выдачи разрешений определяет постановление Правительства РФ от 02.03.2000 № 183. Теперь на смену ему должен прийти документ, отражающий новый порядок нормирования.

Нормотворчество в экологии ускоряется, иначе как объяснить, что одновременно появились два различных проекта нормативного правового акта (НПА), нацеленного на преобразование постановления Правительства РФ от 02.03.2000 № 1831, которым утверждено Положение о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него (далее — Положение).

После вступления в полную силу реформы природоохранного законодательства проекты предельно допустимых выбросов (ПДВ) в старом виде стали нелегитимны, однако указанное постановление все еще действует в части, не противоречащей законодательству. Так, для объектов I категории предусмотрена отсрочка по получению комплексного экологического разрешения (КЭР), при этом если закончились сроки действия выданных разрешительных документов, то можно разработать и утвердить проект ПДВ по старым требованиям. В этом случае и используется постановление № 1831.

- Реклама -
Вебинар внутри поста — copy

ПУНКТ 1.1 СТ. 11 ЗАКОНА № 219-ФЗ2

С 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи. Разрешениями устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ (далее — нормативы допустимых выбросов), нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ (далее — нормативы допустимых сбросов) для стационарных источников загрязнения окружающей среды, при соблюдении которых обеспечиваются требования в области охраны окружающей среды. При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов устанавливаются лимиты на выбросы загрязняющих веществ и лимиты на сбросы загрязняющих веществ (далее — лимиты на выбросы и сбросы), действующие в период реализации планов снижения выбросов загрязняющих веществ и планов снижения сбросов загрязняющих веществ (далее — планы снижения выбросов и сбросов), с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и нормативов допустимых сбросов. Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Основные требования действующего постановления

Положение, утвержденное постановлением № 1831, устанавливает требования для нормирования выбросов не только обычных веществ в атмосферу, но и радиоактивных, а также для нормирования вредных физических воздействий (шума, вибрации, электромагнитных излучений и др.).

При разработке нормативов выбросов применяются Методы определения ПДВ, утверждаемые Минприроды России. Вещества, для которых разрабатываются нормативы согласно постановлению № 1831, — это только вещества из Перечня, утвержденного распоряжением Правительства РФ № 1316-р3.

Однако обратите внимание, что для объектов I категории обязательно включаются в нормативы допустимого выброса (НДВ) еще и вещества, являющиеся маркерными для конкретного вида производственной деятельности, о чем в рассматриваемом постановлении не сказано. Кроме того, согласно п. 3 ст. 31.1 Закона № 7-ФЗ4 к условиям КЭР относится соблюдение технологических нормативов и НДВ, нормативов допустимых сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности), при наличии таких веществ в выбросах. Письмо Минприроды России5 также косвенно подтверждает, что нормативы для объектов I категории устанавливаются для всех трех перечней веществ, а не только для тех, что включены в распоряжение № 1316-р3.

Согласно Положению, ПДВ (и временно согласованные выбросы — ВСВ) устанавливаются для стационарного источника и юридического лица, индивидуального предпринимателя (ИП) в целом или для отдельных производственных территорий с учетом фонового загрязнения и при наличии санитарно-эпидемиологического заключения. При этом сейчас, согласно реформированному законодательству, единицей структуры, подлежащей нормированию и контролю, является не юридическое лицо или ИП, а объект, оказывающий негативное воздействие (далее — объект ОНВ), но это никак в Положении не отражено.

Разработка ПДВ и ВСВ идет на основе проектной документации или данных инвентаризации для эксплуатируемых объектов. Для установления нормативов подается заявление по определенной форме с указанием наименования, реквизитов, адреса, информации о фоновом загрязнении и наличии санитарно-эпидемиологического заключения и с приложением данных инвентаризации или проектной документации и проекта ПДВ. Для установления ВСВ нужно разработать и приложить план снижения выбросов. Росприроднадзор рассматривает заявление и материалы и выносит решение об установлении ПДВ и ВСВ либо об отказе, мотивированном одной из причин, приведенных в Положении. Срок действия ПДВ — 7 лет, ВСВ — 1 год. Уточняется, что объекты, подлежащие федеральному государственному экологическому надзору, одновременно с нормативами получают разрешение на выбросы в Росприроднадзоре, а «региональные» объекты получают разрешение в местных органах исполнительной власти.

Полный текст статьи

Документы