Ответы на вопросы природопользователей по итогам Публичных обсуждений правоприменительной практики Межрегионального управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия

Организация Вопрос/проблема Ответ
АО «САЗ» АО «САЗ» относится к III категории НВОС, проект по отходам и соответственно лимиты в этом году заканчиваются. Чем заменить проект? В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об охране окружающей среды“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон 219-ФЗ) внесены изменения в статью 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон № 89-ФЗ), которые вступили в законную силу с 01.01.2019.

В соответствии с ч. 5 ст. 18 Закона № 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и сроки, которые определены законодательством в области охраны окружающей среды.

Срок представления отчета ПЭК ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным (Приказ Минприроды России от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля». Однако существует правовая неопределенность относительно формы представления отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов: форма указанного отчета в настоящий момент не утверждена, а действующая форма отчета ПЭК не содержит данных об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов.

- Реклама -
Вебинар внутри поста — copy
ЗФ ООО «УАЗ» Объект II категории негативного воздействия на окружающую среду. Например, один из отходов по ПНООЛР имеет норматив образования 20 т/год, а предприятие превысило лимит образования (например, образовало 200 т) и всё передало сторонней компании на обезвреживание. Какие последствия в данной ситуации могут быть для предприятия? В случае передачи отходов с целью обезвреживания сторонней организации, имеющей лицензию на право обращения с отходами в части обезвреживания, негативное воздействие на окружающую среду отсутствует. Фактическое движение отходов хозяйствующий субъект имеет обязанность отражать ежегодно в статистической отчетности 2-ТП (отходы) и отчете об организации и результатах проведения производственного экологического контроля.
ООО «Синтез ОКА» 1) Процедура проведение проверок исполнения предписаний в условиях пандемии?

В соответствии с постановление Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 N 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» проводятся:

П. 1 пп Е) внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания при поступлении в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля ходатайства от юридического лица или индивидуального предпринимателя о проведении проверки в целях признания предписания исполненным

Также на основании П. 10. данного Постановления предприятие вправе направить ходатайство об отсрочке сроков исполнения ранее выданных предписаний.

Далее проверка предписания проходит в обычном режиме.

2) Получение разрешительной природоохранной документации в период ограничительных мер, связанных с коронавирусом?

Межрегиональное управление Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия (далее — Межрегиональное управление) в связи с поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации — Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации Дмитрия Григоренко от 25.03.2020 № ДГ-П17−2301кв об ограничении допуска посетителей в расположение федеральных органов исполнительной власти на период проведения ограничительных мероприятий по нераспространению новой коронавирусной инфекции COVID-19 в Российской Федерации сообщает, что прием лично представляемых заявителями в Межрегиональное управление документов на бумажных носителях, в том числе заявлений и документов о предоставлении государственных услуг приостановлен до момента снятия ограничительных мер.

Вместе с тем Межрегиональным управлением осуществляется прием и регистрация обращений граждан и организаций, заявительных документов о предоставлении государственных услуг, поступивших посредством почтовой связи, а также в виде электронного документа, в том числе подписанного электронной цифровой подписью.

Обращаем внимание, что на период проведения ограничительных мероприятий по нераспространению новой коронавирусной инфекции COVID-19 в Российской Федерации, в заявлениях о предоставлении государственных услуг необходимо указывать:

— адрес электронной почты, который впоследствии возможно использовать для официальной переписки с заявителями в рамках предоставления государственных услуг, а также направления решения, принятого в результате предоставления государственной услуги, в виде электронного документа с использованием электронной цифровой подписи;

— номер телефона, который возможно использовать для проведения работы с заявителем в части доведения информации о способах получения результата оказания государственной услуги, с учетом временного прекращения выдачи результата в виде бумажного документа непосредственно при личном обращении, а также возможности получения таких документов после отмены ограничительных мероприятий.

Дополнительно сообщаем, что при наличии возможности приоритет переписки с заявителями в рамках предоставления государственных услуг будет осуществляться посредством направления официальных писем, подписанных электронной цифровой подписью, а также решений, принятых по результатам рассмотрения заявительных документов, также подписанных электронной цифровой подписью, в формате PDF на адреса электронной почты, указанные заявителями.

По завершению ограничительных мероприятий Управление обеспечит выдачу оригиналов документов или их отправку посредством почтовой связи в установленном порядке.

3) Актуализация учетных сведений об объекте негативного воздействия. Периодичность, сроки, информационно-техническая система для актуализации (Модуль природопользователя или Личный кабинет природопользователя)? П. 6 статья 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7 «Об охране окружающей среды»: сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений:

о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;

об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;

об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;

об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.

Сведения, указанные представляются юридическими лицами в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный не позднее чем через 30 дней со дня государственной регистрации таких изменений.

При актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на таком объекте, выдается свидетельство об актуализации учетных сведений.

Свидетельство об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, выдается юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю в срок не более чем 10 рабочих дней со дня подачи ими документов.

Для получения государственной услуги в электронной форме заявитель направляет соответствующие заявительные документы в форме электронных документов:

а) через личный кабинет в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: lk.fsrpn.ru, с использованием ЕСИА;

б) через единый портал государственных услуг.

Заявительные документы, представляемые в электронной форме, подписываются ЭП.

ПАО «ГЗАС им. А.С. Попова» Изменения в природоохранном законодательстве в 2020 г, а именно: применение повышающих коэффициентов при плате за НВОС? В соответствии со ст. 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению НВОС и внедрению наилучших доступных технологий при исчислении платы за НВОС к ставкам такой платы применяются следующие коэффициенты:

v коэффициент 0 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов после внедрения наилучших доступных технологий на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду;

v коэффициент 0 — за объем или массу отходов производства и потребления, подлежащих накоплению и фактически использованных с момента образования в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом или переданных для использования в течение срока, предусмотренного законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;

v коэффициент 1 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов;

v коэффициент 1 — за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных в пределах лимитов на их размещение, а также в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;

v коэффициент 25 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов;

v коэффициент 25 — за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение либо указанных в декларации о воздействии на окружающую среду, а также в отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;

v коэффициент 100 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов I категории такие объем или массу, а также превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объем или массу.

В целях стимулирования юридических и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению НВОС при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов к ставкам такой платы применяются следующие коэффициенты:

v коэффициент 0 при размещении отходов V класса опасности добывающей промышленности посредством закладки искусственно созданных полостей в горных породах при рекультивации земель и почвенного покрова (в соответствии с разделом проектной документации «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» и (или) техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых);

v коэффициент 0,3 при размещении отходов производства и потребления, которые образовались в собственном производстве, в пределах установленных лимитов на их размещение на объектах размещения отходов, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на праве собственности либо ином законном основании и оборудованных в соответствии с установленными требованиями;

v коэффициент 0,5 при размещении отходов IV, V классов опасности, которые образовались при утилизации ранее размещенных отходов перерабатывающей и добывающей промышленности;

v коэффициент 0,67 при размещении отходов III класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов II класса опасности;

v коэффициент 0,49 при размещении отходов IV класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов III класса опасности;

коэффициент 0,33 при размещении отходов IV класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов II класса опасности.

ФКП «Саранский механический завод» Разрешительная документация и отчетность для 3 категории? Разрешительная документация:

В соответствии со ст. 23.1. ФЗ «Об охране окружающей среды» при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов действующим стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, расположенных на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, устанавливаются временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы. Установление временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов допускается только при наличии плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, разрабатываемых в соответствии со статьей 67.1 Федерального закона. Однако в настоящее время состав и форма документации представляемой для выдачи разрешений не установлены.

Отчетность:

1) Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории (п. 5 ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998) — представляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и сроки, которые определены законодательством в области охраны окружающей среды.

Срок представления отчета ПЭК ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным (Приказ Минприроды России от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля». Однако существует правовая неопределенность относительно формы представления отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов: форма указанного отчета в настоящий момент не утверждена, а действующая форма отчета ПЭК не содержит данных об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов.

2) Не позднее 10 марта года, следующего за отчетным периодом, лица, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду обязаны предоставлять Декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Порядок установлен ФЗ «Об охране окружающей среды», Приказом Минприроды России от 09.01.2017 № 3.

3) В соответствии с Приказом Росстата от 08.11.2018 № 661 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за охраной атмосферного воздуха» — до 22 января отчет по форме 2ТП — Воздух

4) В соответствии с Приказом Росстата от 12.12.2019 N 766 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления» — до 01 февраля отчет по форме 2ТП — Отходы

5) Если предприятие производит или импортирует товары, включенные в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утв. Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р необходимо представлять отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров и декларации о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров.

АО «ТИКО — Пластик» 1) Какие изменения по платежам за негативное воздействие на окружающую среду в 2020?

1) В соответствии со ст. 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению НВОС и внедрению наилучших доступных технологий при исчислении платы за НВОС к ставкам такой платы применяются следующие коэффициенты:

v коэффициент 0 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов после внедрения наилучших доступных технологий на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду;

v коэффициент 0 — за объем или массу отходов производства и потребления, подлежащих накоплению и фактически использованных с момента образования в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом или переданных для использования в течение срока, предусмотренного законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;

v коэффициент 1 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов;

v коэффициент 1 — за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных в пределах лимитов на их размещение, а также в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;

v коэффициент 25 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов;

v коэффициент 25 — за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение либо указанных в декларации о воздействии на окружающую среду, а также в отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;

v коэффициент 100 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов I категории такие объем или массу, а также превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объем или массу.

В целях стимулирования юридических и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению НВОС при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов к ставкам такой платы применяются следующие коэффициенты:

v коэффициент 0 при размещении отходов V класса опасности добывающей промышленности посредством закладки искусственно созданных полостей в горных породах при рекультивации земель и почвенного покрова (в соответствии с разделом проектной документации «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» и (или) техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых);

v коэффициент 0,3 при размещении отходов производства и потребления, которые образовались в собственном производстве, в пределах установленных лимитов на их размещение на объектах размещения отходов, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на праве собственности либо ином законном основании и оборудованных в соответствии с установленными требованиями;

v коэффициент 0,5 при размещении отходов IV, V классов опасности, которые образовались при утилизации ранее размещенных отходов перерабатывающей и добывающей промышленности;

v коэффициент 0,67 при размещении отходов III класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов II класса опасности;

v коэффициент 0,49 при размещении отходов IV класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов III класса опасности;

v коэффициент 0,33 при размещении отходов IV класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов II класса опасности.

П. 4 ст. 16.4 Закона № 7: Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода.

Лица, обязанные вносить плату, вправе выбрать один из следующих способов определения размера квартального авансового платежа для каждого вида негативного воздействия на окружающую среду, за которое взимается плата:

1) в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате (с учетом корректировки размера платы, осуществляемой в соответствии с пунктами 10 — 12.1 статьи 16.3 настоящего Федерального закона) за предыдущий год;

2) в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, при исчислении которой платежная база определяется исходя из объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, лимитов на размещение отходов производства и потребления;

3) в размере, определенном путем умножения платежной базы, которая определена на основе данных производственного экологического контроля об объеме или о массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо об объеме или о массе размещенных отходов производства и потребления в предыдущем квартале текущего отчетного периода, на соответствующие ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду с применением коэффициентов, установленных статьей 16.3 настоящего Федерального закона.

Выбранный способ определения размера квартального авансового платежа на год, следующий за отчетным периодом, по каждому виду негативного воздействия на окружающую среду указывается лицами, обязанными вносить плату, в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за отчетный период.

2)Когда и в какой форме подавать в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, и размещении отходов?

В соответствии с ч. 5 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (далее — Отчетность) в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (далее — отчетность ПЭК) в порядке и сроки, которые определены законодательством в области охраны окружающей среды. Срок предоставления отчетности ПЭК ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным. Форма Отчетности на сегодняшний день не установлена.
3)Какие нормативы по накоплению и размещению отходов брать для предприятий 3 категории? Разрешительной документацией для объектов НВОС III категории с 01.01.2019 года является отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, которая предоставляется в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и сроки, которые определены законодательством в области охраны окружающей среды.
4)Можно ли соблюдать Нормативы утилизации отходов от использо-вания товаров, заключив договор с полигоном захоронения ТКО ООО МАГ «Груп», который производит сортировку отходов и продажу на утилизацию? В соответствии со ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон № 89-ФЗ) производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор в размерах и в порядке, которые установлены статьей 24.5 настоящего Федерального закона.

Обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации считается исполненной:

— со дня представления отчетности, подтверждающей выполнение нормативов утилизации;

— со дня уплаты экологического сбора.

Выполнение нормативов утилизации подтверждается:

— договорами, предусмотренными пунктами 4 и 5 настоящей статьи, — в случае, если выполнение нормативов утилизации обеспечивается путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов), или в случае создания ассоциации;

— актами утилизации отходов от использования товаров, утвержденными в порядке, установленном пунктом 16 настоящей статьи.

5)Как разрабатывать Проект выбросов в атмосферу для предприятий 3 категории, имеющего выбросы 1,2 класса опасности? В соответствии с п. 4 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон № 7-ФЗ) нормативы допустимых выбросов не рассчитывают для объектов III категории. Исключение составляют случаи наличия в выбросах радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности).

Согласно п. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее — № 96-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

Вместе с тем у Управления отсутствуют правовые основания для установления предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для объектов III категории.

Обращаем внимание, что согласно п. 11 ст. 15 № 96-ФЗ для осуществления выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, за исключением выбросов радиоактивных веществ, получение комплексного экологического разрешения и заполнение декларации о воздействии на окружающую среду не требуются. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в уведомительном порядке отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Согласно письму Минприроды России от 13.09.2019 № 08−12−44/22 071 Данная отчетность предоставляется в виде:

содержащего информацию, в том числе, о выбросах загрязняющих веществ, отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (далее — ПЭК) в соответствии с положениями ст. 67 № 7-ФЗ и соответствующими подзаконными актами;

статистической отчетности о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух по форме № 2-ТП (воздух) в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» и соответствующими подзаконными актами.

Иных видов предоставления хозяйствующими субъектами отчетности о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

АО «ОКБМ Африкантов» Проведение надзора в условиях ограничений, связанных с новой коронавирусной инфекцией. Порядок продления ранее продленных сроков выданных предписаний. В соответствии с постановление Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 N 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» проводятся:

П. 1 пп Е) внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания при поступлении в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля ходатайства от юридического лица или индивидуального предпринимателя о проведении проверки в целях признания предписания исполненным

Также на основании П. 10. данного Постановления предприятие вправе направить ходатайство об отсрочке сроков исполнения ранее выданных предписаний.

Далее проверка предписания проходит в обычном режиме.

ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» 1.Возможно ли и достаточно ли использовать информацию о НМУ, публикуемую на сайте Росгидромета? 1. Законодательством не установлено требования к способу получения информации о наступлении НМУ
2. Разрешено ли в 2020 году и до какого года использование ОРВ в качестве хладагентов при заправке кондиционеров в офисных помещениях и холодильного оборудования в столовых предприятия? 2.Перечень озоноразрушающих веществ, обращение которых подлежит государственному регулированию, допустимый объем производства и потребления таких веществ в Российской Федерации, требования к обращению озоноразрушающих веществ, сроки введения запретов на проектирование и строительство объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляющих производство конкретных озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции в Российской Федерации, установлено постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2014 № 228 «О мерах Государственного регулирования потребления и обращения Веществ, разрушающих озоновый слой»
ООО «Караван- СК» 1.На основании чего при проверках выявляют новые, не учтенные виды отходов, не включенные в ФККО?

1.Государственный экологический контроль — это деятельность уполномоченных субъектов государственного управления, предполагающая проверку процесса функционирования хозяйствующего объекта путем его всестороннего изучения с целью установления отклонений от требований природоохранительного законодательства и их устранения, в том числе в области обращения с отходами.

ч.1 Ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 N 89-ФЗ Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I-V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Госинспектор вправе проверить всю деятельность предприятия связанную с обращением с отходами производства и потребления.

2. Согласно п. 3 ст. 19Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»: юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора. Мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий не проводятся на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды. Следовательно, на объектах I, II и III обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.

2.Категории предприятий, которым не требуется разработка мероприятий при НМУ? Согласно п. 3 ст. 19Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»: юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора. Мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий не проводятся на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды. Следовательно, на объектах I, II и III обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий
3.Как быть предприятиям, если водоканал и Росприроднадзор не согласовывает план снижения сбросов? Согласно положениям Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об охране окружающей среды“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 219-ФЗ) с 01.01.2019 введена новая система нормирования хозяйствующих субъектов по объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, и отнесенным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» к объектам I, II, III и IV категорий.

При этом ч. 1.1 ст. 11 Закона № 219-ФЗ допускает возможность выдачи и переоформления разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимитов на выбросы загрязняющих веществ, разрешений на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов на сбросы загрязняющих веществ, нормативов образования отходов и лимитов на их размещение юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям с 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений.

Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения. Разрешениями устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ (далее — нормативы допустимых выбросов), нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ (далее — нормативы допустимых сбросов) для стационарных источников загрязнения окружающей среды, при соблюдении которых обеспечиваются требования в области охраны окружающей среды. При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов устанавливаются лимиты на выбросы загрязняющих веществ и лимиты на сбросы загрязняющих веществ (далее — лимиты на выбросы и сбросы), действующие в период реализации планов снижения выбросов загрязняющих веществ и планов снижения сбросов загрязняющих веществ (далее — планы снижения выбросов и сбросов), с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и нормативов допустимых сбросов. Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Вместе с тем, с 01.01.2019 постановление Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2013 г. № 317 «Об утверждении Положения о плане снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади» признано утратившим силу, в соответствии со вступлением в силу постановления Правительства РФ от 13.08.2018 № 934.

Таким образом, у Управления отсутствуют правовые основания по согласованию планов снижения сбросов.

Однако в соответствии с требованиями ст. 67.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями:

— осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II и III категорий разрабатывается и утверждается план мероприятий по охране окружающей среды; - - осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории разрабатывается и утверждается программа повышения экологической эффективности.

Проект программы повышения экологической эффективности до ее утверждения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем подлежит одобрению межведомственной комиссией, которая создается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и в состав которой включаются представители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 8 постановления Правительства РФ от 18.09.2019 № 1208 «О внесении изменений в Положение о межведомственной комиссии по рассмотрению программ повышения экологической эффективности» в состав Комиссии включаются представители Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерства энергетики Российской Федерации, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Учитывая изложенное, Управление не наделено полномочиями по одобрению проекта программы повышения экологической эффективности, по утверждению программ повышения экологической эффективности, планов мероприятий по охране окружающей среды разрабатываемыми юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.

При этом, в соответствии с ч. 11 ст. 67.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возложена обязанность по ежегодному представления отчета о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды, программы повышения экологической эффективности в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

Сроки представления ежегодного отчета о выполнении программы повышения экологической эффективности и плана мероприятий по охране окружающей среды в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту государственного учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с п.п. «и» п. 9 приказа Минприроды России от 17.12.2018 № 666 «Об утверждении правил разработки программы повышения экологической эффективности» и п.п. «л» п. 6 приказа Минприроды России от 17.12.2018 № 667 «Об утверждении правил разработки плана мероприятий по охране окружающей среды», юридическое лицо и (или) индивидуальный предприниматель определяет самостоятельно при разработке программы повышения экологической эффективности и плана мероприятий по охране окружающей среды.

Контроль за реализацией плана мероприятий по охране окружающей среды, программы повышения экологической эффективности возможен в рамках ч. 12 ст. 67.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при осуществлении государственного экологического надзора.

Дополнительно сообщаем, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2020 № 849 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 440″ разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом „Об охране окружающей среды“ к объектам I категории.», сроки действия которых истекают (истекли) в период с 15 марта по 31 декабря 2020 г., продлеваются на 12 месяцев.

4.Процедура расширения перечня отходов в лицензии аналогична процедуре выдаче новой? В рамках статьи 9 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон № 99-ФЗ) на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности предоставляется лицензия.

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии.

Процедура переоформления указанной лицензии, либо отказ в ее переоформлении установлена ст. 18 Закона № 99-ФЗ и Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, утвержденным приказом Минприроды России от 01.07.2016 N 379.

Лицензия переоформляется в рамках ст. 14 Закона № 99-ФЗ, в случае установления соответствия лицензионных материалов лицензионным требованиям, которые установлены ст. 8 Закона № 99-ФЗ и Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062 (далее — Положение), по результатам проведения внеплановых проверок без согласования в установленном порядке с органом прокуратуры в силу ст. 19 Закона № 99-ФЗ.

Указанным Положением предусмотрен перечень необходимых материалов, которые лицензиат обязан предоставить, и перечень условий, которые соискатель лицензии или лицензиат обязан выполнить (в рамках действующего законодательства), чтобы подтвердить соответствие лицензионным требованиям.

Вопросы во время ВКС:
Разработка мероприятий по НМУ обязательна для всех или только для тех, кому направлены уведомления о необходимости разработки?

Согласно п. 3 ст. 19Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»: юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора. Мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий не проводятся на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды. Следовательно, на объектах I, II и III обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.
Актуализация сведений проводится на основе фактических данных? Масса выбросов каждый год разная, необходимо делать постоянную актуализацию?

П. 6 статья 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7 «Об охране окружающей среды»: сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений:

· о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;

· об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;

· об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;

· об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.

Сведения, указанные представляются юридическими лицами в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный не позднее чем через 30 дней со дня государственной регистрации таких изменений. При актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на таком объекте, выдается свидетельство об актуализации учетных сведений.

Свидетельство об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, выдается юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю в срок не более чем 10 рабочих дней со дня подачи ими документов. Для получения государственной услуги в электронной форме заявитель направляет соответствующие заявительные документы в форме электронных документов:

а) через личный кабинет в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: lk.fsrpn.ru, с использованием ЕСИА;

б) через единый портал государственных услуг.

Заявительные документы, представляемые в электронной форме, подписываются ЭП.

В каком нормативном документе указано, что актуализация сведений проводится на основе ФАКТИЧЕСКИХ данных? В связи с тем, что в реестре должна содержаться актуальная информация об объектах НВОС (количестве источников выбросов, сбросов, составе выбросов, сбросов, об объектах размещения отходов и др.) необходимо проводить актуализацию сведений об объектах.

Согласно ст. 8.5 КоАП: Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, влечет наложение административного штрафа:

· на граждан в размере от 500 до 1тысячи рублей;

· на должностных лиц — от 3 тыс. до 6 тысяч рублей;

· на юридических лиц — от 20 тыс. до 80 тысяч рублей.

Согласно последним разъяснениям, скважины надо ставить на учет как объект НВОС? Какую категорию ей присваивать, если нет никаких видов негативного воздействия от скважины?

В соответствии с разъяснениями Росприроднадзора (письмо от 04.06.2020 исх.№ СЖ-08−01−31/17 052): объекты, на которых осуществляется хозяйственная и (или) иная деятельность, осуществляемая на лицензионном участке в соответствии с целями и видами, предоставленными лицензией на пользование недрами, подлежат постановке на государственный учет лицами, которым предоставлено право пользования соответствующим участком недр лицензией на пользование недрами.

Основанием для постановки объекта НВОС на государственный учет является заявка о постановке на государственный учет, форма которой утверждена приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554.

Вместе с тем, учитывая специфику и дифференциацию объектов НВОС, а также положения абзацев 13 и 15 статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», у отдельно взятых объектов НВОС информация о стационарных источниках выбросов загрязняющих веществ, об источниках сбросов загрязняющих веществ, может быть представлена в заявке в виде нулевых значений и/или информацией об отсутствии источников загрязнения окружающей среды. Кроме того, согласно разъяснениям Росприроднадзора (письмо от 05.06.2020 исх. № АА-03−02−31/17 226): исходя из Критериев отнесения объектов, оказывающих НВОС, к объектам 1,2,3,4 категории, утвержденных постановлением Правительства от 28.09.2015 № 1029 объекты, которые не обладают признаками объектов НВОС IV категории, могут относиться к объектам III категории.

Как можно внести изменения в декларацию о негативном воздействии на окружающую среду? П. 11 приказа Минприроды России от 09.01.2017 № 3 (ред. от 30.12.2019) «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы»: при обнаружении лицом, обязанным вносить плату, в представленной им декларации о плате за отчетный год недостоверных сведений либо неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению или завышению суммы платы, подлежащей внесению, лицо, обязанное вносить плату, вправе представить уточненную декларацию о плате за данный отчетный год до истечения срока, установленного пунктом 2 настоящего Порядка.
Отчетность по экосбору с ЭЦП необходимо ли подтверждать на бумажном носителе? В рамках пункта 13 постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 г. № 1417 «Об утверждении Положения о декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств»; пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 08.12.2015 г. № 1342 «Об утверждении Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров»; пункта 13 постановления Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 г. № 1073 «О порядке взимания экологического сбора» — при представлении отчетности в электронной форме, подписанной простой электронной подписью, дополнительное представление на бумажном носителе не требуется.