На время пандемии коронавируса Роспотребнадзор рекомендовал приостановить раздельный сбор мусора. К чему это может привести?

Когда речь заходит о раздельном сборе отходов, то первая мысль, которая приходит в голову, — о системе раздельного накопления отходов в общественных местах (в аэропортах, на вокзалах, в торговых центрах, образовательных учреждениях и т. д.), на контейнерных площадках многоквартирных домов. Очевидно, что раздельный сбор отходов ассоциируется с отходами потребления человека — бутылками, флаконами, бумажками, коробками, газетами и т. д. При этом успешное внедрение раздельного сбора чаще всего демонстрируется на промышленных площадках, где накопленный отход, будучи отсортированным, складирован в красивых кипах вторичного сырья: ПЭТ-бутылок, картона, овощных лотков и т. д.

Озвученная в мае этого года пресс-службой Роспотребнадзора рекомендация о приостановке раздельного сбора отходов на время пандемии коронавируса (https://ria.ru/20 200 508/1571131489.html) была воспринята населением и общественниками как запрет на раздельный сбор в жилом секторе.

- Реклама -
Вебинар внутри поста — copy

Однако поскольку весь сбор востребованных на сегодняшний день к переработке отходов начинается именно с раздельного накопления (сбора) отходов офисов, магазинов розничной торговли, школ, библиотек, типографий, промышленных предприятий, то встал вопрос, кому адресована рекомендация Роспотребнадзора и каковы последствия ее применения.

Выданная рекомендация — это не нормативный правовой акт, она не подлежит обязательному исполнению. При этом Роспотребнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции: по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, здорового питания, в области организации питания, обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами; по разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

Таким образом, рекомендации Роспотребнадзора — это официальная позиция федеральной службы в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, которая в условиях пандемии коронавируса и введения режима повышенной готовности в ряде регионов может стать основанием для издания органами государственной власти субъектов РФ нормативного правового акта запретительного характера в отношении сбора и последующей обработки отходов, являющихся сырьем для производства товаров и упаковки первой необходимости.
Такого рода запретительные акты, основанные на рекомендации (которая при этом всего лишь ничем не обоснованное оценочное суждение), могут повлечь за собой негативные социально-экономические последствия по следующим соображениям.

1. Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон № 89-ФЗ) выделяет три основных понятия отходов: отходы производства и потребления, твердые коммунальные отходы (ТКО) и отходы от использования товаров (ОИТ).

Формально и ТКО, и ОИТ являются отходами производства и потребления, но у каждого самостоятельно существующего понятия есть отличающее его от других свойство. Так, важный отличительный признак ТКО — смешанное накопление, поскольку это «смесь материалов и изделий». ОИТ — это категория, используемая для активации механизма утилизации полезных фракций, содержащихся в отходах как производства, так и потребления в рамках реализации производителями, импортерами товаров (упаковки) своей расширенной ответственности.

Таким образом, рекомендация Роспотребнадзора, данная в отношении мусора, понятие которого не установлено в действующем законодательстве, повлечет за собой дискреционное правоприменение, то есть избирательное или расширительное толкование норм права правоприменителями — органами исполнительной власти субъектов РФ.

2. В соответствии с ч. 2 ст. 13.4 Закона № 89-ФЗ раздельное накопление отходов — это накопление отходов, осуществляемое путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов. При этом под накоплением отходов действующее законодательство понимает складирование отходов на срок не более чем 11 мес. в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

Таким образом, раздельный сбор отходов может проводиться как в отношении отходов потребления, так и в отношении отходов производства. Следовательно, высказываясь о приостановке раздельного сбора мусора, не уточняя категорию отходов, в отношении которых такая рекомендация дается, Роспотребнадзор устанавливает правовую неопределенность, которая может быть реализована в запретительную меру в отношении любых отходов.

3. Последствия реализации таких запретительных мер могут стать законным основанием для остановки, в частности, сбора и переработки отходов бумаги и картона, обеспечивающих производство товаров первой необходимости — бумажных санитарно-гигиенических изделий (туалетной бумаги, полотенец, бумажных изделий медицинского назначения), упаковки из гофрированной бумаги и картона, без которых невозможно как существование практически всех цепочек поставок товаров (в том числе продуктов питания и товаров первой необходимости), так и поддержание благоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки.

Словарь

Отходы производства и потребления — вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению.

Твердые коммунальные отходы (ТКО) — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Отходы от использования товаров (ОИТ) — отходы, образовавшиеся после утраты товарами, упаковкой товаров полностью или частично своих потребительских свойств.

В Евросоюзе, на который мы часто указываем как на пример успешного внедрения системы раздельного сбора отходов, Европейская комиссия выпустила рекомендации на период пандемии другого рода (https://www.liga-pm.ru/novosti/razdelnyij-sbor-ne-dolzhen-ujti-na-karantin.html?fbclid=IwAR1dCbHtQ50MN787WTRuLMNpkne0FpWG7cRgcpT7kAG002XDsDCE4oKMcmY). В этих рекомендациях раздельному сбору отведена важная роль. В частности, указывается, что:

▸предотвращение трудностей в управлении отходами, включая раздельный сбор и переработку отходов, имеет решающее значение для обеспечения здоровья и безопасности граждан, для окружающей среды и для экономики;
▸раздельный сбор критически важен для сохранения траектории движения к более цикличной экономике, а также для сохранения рабочих мест и предприятий, которые зависят от поставок вторичного сырья;
▸в условиях кризиса из-за пандемии коронавируса становится еще более важным, чтобы граждане качественно разделяли свои отходы и обеспечивали поток чистых вторичных материальных ресурсов на объекты переработки;
▸по данным Европейского центра профилактики и контроля заболеваний, нет никаких доказательств того, что стандартные процедуры обращения с отходами небезопасны или недостаточны с точки зрения предотвращения риска заражения COVID-19 или что бытовые отходы играют роль в передаче респираторных вирусов.

Аналогичной позиции придерживается и Агентство по охране окружающей среды США (аналог Минприроды России), призвавшее всех американцев отправлять на переработку образующееся дома вторсырье, особенно бумагу и картон, поскольку это поможет поддерживать цепочки производства упаковки, а значит, и поставок критически необходимых товаров в магазины.

В Великобритании Департамент по окружающей среде, продовольствию и сельскому хозяйству для сохранения цепочек поставок поддержал просьбу Ассоциации вторичной переработки обеспечить раздельный сбор таких востребованных отраслью переработки фракций, как картон, бумага, стекло, металлические банки и пластмассы.

Выводы

Раздельный сбор — это не только раздельное накопление отходов потребления населением, но и аналогичное накопление отходов хозяйствующими субъектами.
Остановка раздельного накопления отходов производства хозяйствующими субъектами — основными поставщиками отходов для вторичного использования — может иметь весьма разрушительные последствия, прерывающие цепочки поставок.