1. Является ли предприятие источником воздействия при 0,1 ПДК или 1 ПДК на границе?

Процедура определения предприятия как объекта негативного воздействия на окружающую среду не связана с результатами расчетов рассеивания.

Одновременно критерий 0,1 ПДК важен в контексте проведения производственного контроля. В соответствии с п. 9.1.2 приказа Минприроды России от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» (далее — приказ № 74) в план-график контроля не включаются источники, выброс от которых по результатам рассеивания не превышает 0,1 ПДКмр на границе предприятия.

- Реклама -
Вебинар внутри поста — copy

2. Вопрос по поводу выбора точек замеров, если предприятие находится внутри промзоны по соседству с аналогичными производствами. Органы Росприроднадзора требуют точки по всем румбам, но на практике может повезти, если хоты бы одна точка будет вне границ других объектов или дорог с плотным движением.

Согласно п. 4.1 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74 (ред. от 25.04.2014) «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.½.1.1.1200−03 „Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов“» натурные исследований и измерения атмосферного воздуха выполняются в соответствии с программой наблюдений. Порядок оформления программы наблюдений в настоящее время отсутствует.

Следует помнить, что размер нормативной СЗЗ может быть значительно сокращен, в том числе из-за невозможности доказать отсутствие воздействия предприятия на границе нормативной СЗЗ. Случай автора вопроса свидетельствует о том, что граница СЗЗ для предприятия должна быть откорректирована в силу сложившейся градостроительной ситуации.

3. Производственный контроль на границе СЗЗ разве не входит в производственный экологический контроль? Чем определяются перечень загрязняющих веществ, периодичность и точки контроля на границе СЗЗ?

Приказ № 74 не содержит обязательного требования об организации инструментальных измерений на границе СЗЗ. Контроль за границей предприятия предусмотрен только в рамках план-графика проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха. Такой план-график разрабатывается и реализуется только для объектов, внесенных в перечень в соответствии с п. 3 ст. 23 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». Для остальных объектов контроль вне стационарных источников загрязнения атмосферы (ИЗА) не предусмотрен.

Необходимость работ по контролю на границе СЗЗ в рамках работ по утверждению или уточнению границ СЗЗ продиктована требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Если предприятие обязано проводить контроль атмосферного воздуха за границами объекта как в рамках производственного экологического контроля (ПЭК), так и в рамках работ по СЗЗ, то имеет смысл совместить точки контроля и не дублировать дорогостоящие замеры.

4. Правомерно ли заключить договор с транспортировщиком, действующим на основании лицензии, если региональный оператор отказался его заключать? Кто должен осуществлять плату за НВОС?

По данному вопросу есть разъяснение на сайте Роспотребнадзора от 19.03.2019.

Согласно п. 1 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО, в том числе с гражданами — собственниками таких отходов, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Причем для регионального оператора договор на оказание этих услуг является публичным, в связи с чем он не вправе отказать в его заключении потребителю — собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.

С учетом положений п. 5 той же статьи договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, которым одновременно были утверждены также Правила обращения с ТКО.

Поскольку в силу общего правила, сформулированного в п. 3 ст. 426 Гражданского кодекса РФ, отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается, то в тех случаях, когда региональный оператор как сторона, для которой заключение публичного договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона (потребитель) вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить соответствующий договор.

Фактически это означает, что заключение подобного договора — прямая обязанность регионального оператора. Требования по порядку передачи ТКО и оплате за их воздействие на окружающую среду установлены в Федеральном законе от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и подзаконных актах.

5. Региональный оператор действует на территории субъекта Федерации с 01.07.2019. В течение 2019 г. договор с ним заключен не был, деятельность в отношении нашего предприятия не велась.

1) Имеет ли право регоператор требовать оплату за вывоз и размещение ТКО за второе полугодие 2019 г.

2) Если наш вид деятельности — ремонт транспортных средств, обязаны ли мы образовывать отход «мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный»? На предприятии организован раздельный сбор отходов. Отходы ТКО не образуются.

3) Как быть с отходами, образующимися на удаленных от населенных пунктов территориях (на месторождениях)? Регоператор не оказывает услугу по транспортировке отходов вне границ населенных пунктов.

Правила обращения с ТКО и форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО утверждены постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (в ред. от 15.12.2018).

Согласно п. 8.17 Правил региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с ТКО всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.

Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора.

Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пп. 8.5−8.7 Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пп. 8.8−8.16 Правил.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пп. 8.5−8.7 Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно п. 8.18 Правил, до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

Изложенное означает, что даже предприятия, по какой-либо причине не образующие ТКО, могут оказаться участниками публичного договора с регоператором.

6. В приказе Минприроды России от 28.02.2018 № 74 в п. 9.1.2 говорится о 0,1 ПДКмр загрязняющих веществ на границе предприятия. Таким образом, в проекте помимо границы СЗЗ необходимо провести расчет концентраций загрязняющих веществ и установить ПДК на границе предприятия?

Пункт 9.1.2 дает право предприятию на аргументированное сокращение контролируемых веществ и источников. Если предприятие имеет выполненный расчет рассеивания, то провести дополнительный расчет на границе предприятия не составит труда. Если у предприятия нет доступа к программному продукту, то следует решить, что дешевле: провести указанный расчет или проводить ежегодный избыточный контроль источников.

7. Объемы ТКО в декларации о плате указывают только региональные операторы? Предприятия на сегодняшний день где-то должны фиксировать объемы ТКО?

В графе 11 таблицы раздела 3 декларации о плате в строках «Справочно» указывается фактическое количество ТКО, переданных по договорам оператору по обращению с ТКО, региональному оператору по обращению с ТКО, осуществляющим деятельность по их размещению. При отсутствии фактического количества ТКО, переданных по договорам операторам, в графе 11 ставится прочерк.

Раздел 3.1 декларации о плате «Расчет суммы платы за размещение ТКО» заполняется региональными операторами по обращению с ТКО, операторами по обращению с ТКО, осуществляющими деятельность по их размещению, по каждому объекту, объекту размещения отходов отдельно.

8. Необходимо ли пересматривать проект НООЛР и получать новые нормативы, если наше предприятие начало выделение всех вторичных ресурсов из ТКО, образующихся на нашем предприятии?

Вопрос утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (НООЛР) актуален только для предприятий I категории. Одновременно с этим обязанность по разработке проекта НООЛР закреплена за всеми предприятиями, кроме объектов малого и среднего бизнеса (ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»). В проекте следует указать все виды отходов, образующихся на предприятии. Если в результате деятельности морфологический состав отходов изменился и не соответствует тем видам по ФККО, что были ранее, то возникает необходимость корректировки проекта НООЛР.

9. Если у предприятия есть утвержденные действующие лимиты, как можно обязать регоператора учитывать объемы в рамках лимитов?

В соответствии с п. 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 № 505 (в ред. от 15.09.2018), коммерческий учет ТКО осуществляется:

а) расчетным путем исходя из:

— нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;

— количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах их накопления;

б) исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.

Вывоз осуществляется в рамках условий заключенных договоров. Общая практика показывает, что приоритетным является вариант расчета на основании данных о количестве и объемах вывозимых контейнеров. Применение любого другого метода сопряжено с постоянным измерением морфологии, плотности и веса вывозимых отходов и, как следствие, с созданием специализированных мест контроля на территории предприятия.

10. У предприятия основное количество отходов представлено ТКО. При этом образуется и незначительное количество отходов, не относящихся к ТКО.

Организации, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, не относящимися к ТКО, отказываются от заключения договора на вывоз таких отходов по причине экономической нецелесообразности (невыгодно ехать ради маленького количества отхода). Как быть в таком случае?

В лицензии действующего регоператора по обращению с ТКО необходимые отходы указаны, но он также отказывается заключать договор на вывоз отходов, ссылаясь на то, что в настоящий момент работает только с ТКО. Правомерно ли передавать все образующиеся отходы региональному оператору по обращению с ТКО? Аналогичный вопрос по отходам V класса опасности (деятельность с ними вообще не лицензируется).

Отходы, не относящиеся к ТКО, необходимо сдавать организациям, имеющим специальные лицензии. Вопрос относится к области рыночных взаимоотношений. Очевидно, что для начала договорных отношений предмет договора должен быть интересен обеим сторонам. Предприятию следует либо заинтересовать перевозчика отходов, либо рассмотреть вопрос о вовлечении указанных отходов в производственный процесс в качестве сырья.

11. Кто контролирует деятельность регоператора? В какой орган можно обращаться за разъяснениями по его работе?

В соответствии со ст. 18 Жилищного кодекса РФ контроль за соответствием деятельности регионального оператора установленным требованиям осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. Обращаться с жалобами на работу регионального оператора можно сразу в несколько органов исполнительной власти. Это органы исполнительной власти субъекта РФ, территориальные подразделения Роспотребнадзора, государственная жилищная инспекция, подразделения прокуратуры и, если это не дало результата, то органы судебной власти.

12. У предприятия есть лицензия на обезвреживание отходов, входящих в ТКО, и установка по обезвреживанию. ТКО сортируем, выделяем все вторичные ресурсы. Можем ли мы оставшуюся часть ТКО сжигать на собственной установке и не заключать договор с региональным оператором на захоронение ТКО?

Сжигать на своей установке можно только те отходы, для которых получена лицензия. В лицензии на обращение с отходами перечислятся отходы и их коды по ФККО. Обращение с отходами, не включенными в лицензию, на установке будет являться нарушением. Изменение компонентного состава отхода ведет к изменению его классификации.

13. Возможно ли подготовить раздел по выбросам в отчете по ПЭК расчетным путем, если отсутствуют замеры аккредитованной лаборатории за отчетный год?

В соответствии с п. 9.1.3 приказа Минприроды России от 28.02.2018 № 74 расчетные методы контроля используются для определения показателей загрязняющих веществ в выбросах стационарных источников в следующих случаях:

  • отсутствие аттестованных в установленном законодательством РФ о единстве измерений порядке методик измерения загрязняющего вещества;
  • отсутствие практической возможности проведения инструментальных измерений выбросов, в том числе высокая температура газовоздушной смеси, высокая скорость потока отходящих газов, сверхнизкое или сверхвысокое давление внутри газохода, отсутствие доступа к источнику выбросов;
  • выбросы данного источника по результатам последней инвентаризации выбросов формируют приземные концентрации загрязняющих веществ или групп суммации в атмосферном воздухе на границе территории объекта менее 0,1 доли предельно допустимых концентраций.

Для контроля остальных источников и веществ необходимо использовать инструментальные методы контроля.

14. Если программа ПЭК была актуализирована, то надо ли это указывать в ней и имеет ли право инспектор требовать действовавший до этого документ?

Причины корректировки программы ПЭК указаны в п. 1 приказа Минприроды России от 28.02.2018 № 74. Указанные причины в обязательном порядке повлекут за собой корректировку инвентаризации выбросов. Требования о необходимости отражать информацию о корректировке инвентаризации выбросов в составе ПЭК представлены в п. 4 приказа.

Принятые нормативные правовые акты (НПА) не содержат информации о сроках хранения программы ПЭК после ее актуализации. Следует помнить, что в случае проверки соблюдения природоохранного законодательства может быть запрошена информация за весь период, прошедший с последней проверки.

15. Сколько времени должны храниться результаты ПЭК на предприятии?

Результаты инструментального контроля в отличие от отчета по ПЭК не направляются в органы исполнительной власти. Это означает, что достоверность данных, представленных в отчетах, будет проверена в рамках плановых или внеплановых надзорных мероприятий. Несмотря на отсутствие однозначных рекомендаций по срокам хранения указанных документов, рекомендуем хранить до момента проведения проверки.

16. Каким документом можно подтвердить отсутствие технической возможности проводить инструментальный контроль? Будет ли достаточно заключения лаборатории?

В настоящее время отсутствуют требования к документу, подтверждающему невозможность проведения инструментального контроля. Аналитическая лаборатория не имеет полномочий гарантировать отсутствие необходимых оборудования и методологии не только у нее, но и на территории РФ. В сложившейся ситуации рекомендуем обратиться за пояснениями о типе документа в орган исполнительной власти, контролирующий ваше предприятие. Кроме того, возможно обращение в органы Ростеста.

Особое внимание обратите на ИТС 22.1−2016 «Общие принципы производственного экологического контроля и его метрологического обеспечения». Этот справочник представляет собой документ по стандартизации, разработанный в результате анализа практики ПЭК, характерной для российских промышленных предприятий, а также принятой за рубежом.

Приложение «А» к данному справочнику «Перечень методов анализа загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р», содержит перечень загрязняющих веществ и методик проведения инструментальных замеров для каждого вещества. Каждая из методик имеет свои граничные условия применения.

Таким образом, обоснование невозможности применения каждой из указанных методик для конкретного случая может стать основанием для мотивированного обоснования позиции предприятия.

17. По результатам рассеивания концентрация веществ на границе предприятия менее 0,1 ПДК. Необходимо ли проводить контроль расчетным методом и отражать в отчете? Или такие источники совсем исключаются?

Пунктом 9.1.2 Требований установлено, что в план-график контроля не включаются источники, выброс от которых по результатам рассеивания не превышает 0,1 ПДКмр загрязняющих веществ на границе предприятия.

18. Если на границе предприятия установлено более 0,1 ПДК, например по золе углей от неорганизованного источника — склада золы, то раздел плана-графика контроля на стационарных источниках выбросов можно оставлять пустым? При этом заполнять только раздел контроля в атмосферном воздухе и давать точку на ближайшей селитебной территории.

В соответствии с приказом № 74 если результат расчета рассеивания от конкретного ИЗА по конкретному веществу больше 0,1 ПДКмр на границе предприятия, то эти источник и вещество не подлежат исключению из плана-графика контроля стационарных источников выбросов.

19. Что делать, если в плане-графике контроля программы ПЭК на неорганизованном источнике предусмотрен контроль инструментальными замерами и в проекте ПДВ тоже так же, а лаборатория не может провести замер на неорганизованном источнике. Можно ли просто поменять контроль на неорганизованных источниках на расчетный, без объяснений про 0,1 ПДК на границе промплощадки?

Все зависит от типа неорганизованного источника. Например, в случае с испарением с поверхности очистных сооружений обязательно проведение замеров для последующего использования в расчетном методе. Если провести измерения нет возможности и инструментальный метод выбран по ошибке, то необходимо откорректировать программу ПЭК. Корректировка ПДВ не требуется в связи с тем, что план-график в проекте утратил силу и не требует обязательного выполнения.

20. В документах для контроля на ИЗА присутствуют такие вещества, как взвешенные частицы РМ10, РМ2.5 (согласно ГН 2.1.6.3492−17, ГН 2.1.6.2309−07, ГН 2.1.6.3537−18).

Однако в отраслевых методиках у нас фигурируют обычно: «2902. Взвешенные вещества (недифференцированная по составу пыль (аэрозоль), содержащаяся в воздухе населенных пунктов); 2908. Пыль неорганическая, содержащая 70−20% двуокиси кремния; 2909. Пыль неорганическая, содержащая двуокись кремния менее 20% двуокиси кремния»

Во многих методических документах вообще не указано, какое из этих веществ мы нормируем при производственных процессах (например, в методике для карьерного транспорта, г. Люберцы Московской области).

Вещества 2902, 2908, 2909 не дифференцируются по размеру частиц, а вещества РМ10, РМ2,5 не дифференцируются по химическому составу.

Что из всего этого нам считать, измерять, оплачивать, и как все это увязать между собой?

В настоящее время для всех веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р, предусмотрены равнозначные методы государственного регулирования. Более того, п. 9.3 приказа Минприроды России от 28.02.2018 № 74 требует проверку не только конкретных веществ, но и групп суммаций.

21. В каком нормативном документе, кроме приказа Минприроды России от 28.02.2018 № 74, указано, что лаборатория, которая осуществляет производственный контроль за выбросами от стационарных источников, за составом сточных вод, должна быть аккредитованной?

Согласно ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» программа ПЭК содержит сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством РФ об аккредитации в национальной системе аккредитации.

Кроме того, следует помнить, что контролируются гигиенические нормативы, а следовательно, предприятие обязано соблюдать требования Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований могут проводиться должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, и экспертами, аттестованными в установленном Правительством РФ порядке.

22. В проекте НДВ должны быть рассчитаны только вещества 1, 2-го классов опасности? Или рассчитываем все вещества, а предложения по нормированию даем только по 1, 2-му классам?

В настоящее время отсутствуют методические рекомендации по оформлению проектов НДВ. Методика по разработке проектов ПДВ указанных ограничений не содержит. Федеральные законы «Об охране окружающей среды» и «Об охране атмосферного воздуха» предписывают проведение расчетов НДВ для веществ 1 и 2-го классов опасности для предприятий I и III категорий. Одновременно следует помнить, что временно согласованные выбросы (ВСВ) определяются независимо от категории предприятия и класса веществ. А определить ВСВ без расчетов рассеивания по всем веществам с учетом фона невозможно.

Относительно расчетов рассеивания следует напомнить, что они нужны по всем веществам для разработки программы ПЭК.

Кроме того, Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» не имеет ограничений по классу опасности веществ, а следовательно, органы Роспотребнадзора контролируют все вещества, имеющие установленные гигиенические нормативы.

23. Выбросы от ДВС автопогрузчиков (которые передвигаются внутри цеха) учтены в перечне загрязняющих веществ, выбрасываемых через стационарные источники (крышный вентилятор), а не от отдельных передвижных источников. Как сейчас учитывать данные источники при проведении корректировки инвентаризации?

В соответствии с Федеральным законом «Об охране атмосферного воздуха» передвижной источник — транспортное средство, двигатель которого при его работе является источником выброса. Источник выброса — сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух загрязняющие вещества. В случае автора вопроса выброс в атмосферу поступает не от двигателя, а через устройство крышного вентилятора. Следовательно, классификация источника как стационарного является корректной.

24. Вытяжка (местный отсос) из столовой предприятия и (или) санузлов является источником выброса. Какие загрязняющие вещества учитывать?

В рамках проведения инвентаризации следует рассмотреть выбросы всех загрязняющих веществ. Определить выбросы от заявленных подразделений невозможно без точного описания технологических процессов. Для столовых наиболее распространены выбросы от применения сыпучих материалов, процессов жарки и выпекания, а также от использования моющих средств. Выбросы санузла, подключенного к городской канализации и не имеющего фановых труб, из расчетов обычно исключаются по причине отсутствия выбросов загрязняющих веществ. Наличие запаха — это не всегда наличие значимой их концентрации.

25. Если рассеивание считать только по веществам, подлежащим нормированию по распоряжению № 1316-р, то мы не получим положительное санэпидзаключение. Роспотребнадзор настаивает на контроле всех веществ. Как быть? Делать два разных проекта — один для Роспотребнадзора, второй для Росприроднадзора как приложение к декларации для объекта II категории?

Следует помнить, что Роспотребнадзор осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и руководствуется требованиями Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Санитарно-эпидемиологические требования устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.

Несмотря на внешнюю схожесть требований Роспотребнадзора и органов власти в области охраны атмосферного воздуха, приказы Минприроды России не являются основанием для отказа от соблюдения санитарных правил и нормативов.