Грамотно организованная система обращения с навозом или пометом очень важна для успешного ведения конкурентоспособного хозяйства, а также для сохранения благоприятной окружающей среды.

Проблема загрязнения окружающей среды животноводческими предприятиями обширна, ее можно рассматривать с точки зрения санитарного, ветеринарного законодательства, законодательства об охране окружающей среды, с точки зрения проблем земельных отношений.

Обратим внимание прежде всего на основы правового регулирования и технологические особенности деятельности в агропромышленном комплексе.

- Реклама -
Вебинар внутри поста — copy

Правовые основы

Предприятия индустриального животноводства оказывают масштабное негативное воздействие на окружающую среду (НВОС).

Федеральный закон № 7-ФЗ1 определяет НВОС как воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Объекты, оказывающие НВОС, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством РФ федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с их компетенцией.

Согласно постановлению Правительства РФ № 10292, осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности по разведению сельскохозяйственной птицы (с проектной мощностью 40 тыс. птицемест и более) и по выращиванию и разведению свиней (с проектной мощностью 2 тыс. мест и более), свиноматок (с проектной мощностью 750 мест и более) относится к областям применения наилучших доступных технологий (НДТ). Это объекты I категории.

В соответствии с указанным постановлением объекты по разведению крупного рогатого скота (с проектной мощностью 400 мест и более), сельскохозяйственной птицы (менее 40 тыс. птицемест) и по выращиванию и разведению свиней (менее 2 тыс. мест), свиноматок (менее 750 мест) оказывают умеренное НВОС и относятся ко II категории.

Крупные животноводческие предприятия (по разведению крупного рогатого скота, свиней и сельскохозяйственной птицы) в зависимости от проектной мощности могут относиться к объектам I или II категории НВОС.

К объектам, оказывающим НВОС, предъявляются повышенные требования по обеспечению экологической безопасности, в частности для объектов I категории необходимо получение комплексного экологического разрешения (КЭР). Для объектов II категории предусмотрено предоставление декларации о воздействии на окружающую среду, а при наличии соответствующих отраслевых информационно-
технических справочников по НДТ правомерно и получение КЭР.

На основании ст. 8.1 Закона № 294-ФЗ3 органами государственного контроля (надзора) может применяться риск-ориентированный подход, при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 8064 определено, что критерии отнесения объектов государственного контроля (надзора) к категориям риска должны учитывать тяжесть потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами как РФ, так и субъектов РФ (далее — обязательные требования), и вероятность несоблюдения таких требований.

Критерии отнесения объектов государственного контроля (надзора) к классам опасности должны учитывать тяжесть потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований.

Поэтому очень важно знать, к какому уровню государственного надзора относится конкретное предприятие — к федеральному или региональному.

На основании п. 4 постановления Правительства РФ № 9035 федеральному государственному экологическому надзору подлежат объекты, которые относятся к I категории НВОС и II категории, если на такой объект выдано КЭР. Соответственно, если объект II категории предоставляет декларацию о воздействии на окружающую среду, то такой объект подлежит региональному государственному экологическому надзору.

Федеральный государственный надзор осуществляется с применением риск-ориентированного подхода в порядке, установленном Положением о федеральном государственном экологическом надзоре, утвержденным постановлением Правительства РФ № 4266.

Перечень видов регионального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется риск-ориентированный подход, устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. Правительство РФ вправе определить виды регионального государственного контроля (надзора), при организации которых риск-ориентированный подход применяется в обязательном порядке.

В связи с тем что крупные животноводческие предприятия относятся к объектам, оказывающим значительное и умеренное НВОС, и надзорные органы обязаны предъявлять к ним повышенные требования, юридическим лицам следует особенно внимательно относиться к соблюдению требований законодательства в области охраны окружающей среды, начиная от выбора технологических решений и заканчивая получением всех необходимых разрешительных документов.

На животноводческих предприятиях существенными загрязнителями окружающей среды являются отходы жизнедеятельности животных и сельскохозяйственной птицы — навоз и помет. Ввиду большого количества их образования при неправильном обращении могут возникать различного рода экологические проблемы, вплоть до локального экоцида (уничтожения экосистем). Порой такие проблемы являются наказуемыми деяниями как с точки зрения административных последствий, так и с точки зрения возможности уголовного преследования.

Экологические преступления — это общественно опасные, виновные, противоправные, причиняющие вред окружающей среде и здоровью человека деяния, запрещенные и наказуемые в соответствии с уголовным законом и посягающие на общественные отношения по охране окружающей среды.

Тангиев Б. Б. Экокриминология. Парадигма и теория. Методология и практика правоприменения: монография. СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2005

В связи с этим если у следственных органов будет достаточно оснований полагать, что последствия содержат в себе признаки преступления, предусмотренные гл. 26 Уголовного кодекса РФ7, то есть вероятность привлечения ответственных лиц к уголовной ответственности.

На основании п. 5 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 218 под иными тяжкими последствиями применительно к ст. 246 Уголовного кодекса РФ следует понимать, в частности, такое ухудшение качества окружающей среды и ее компонентов, устранение которого требует длительного времени и больших финансовых затрат (например, массовые заболевания или гибель объектов животного мира, в том числе рыбы и других водных биологических ресурсов; уничтожение условий для их обитания и воспроизводства: потеря мест нагула, нереста и зимовальных ям, нарушение путей миграции, уничтожение кормовой базы; уничтожение объектов растительного мира, повлекшее за собой существенное сокращение численности (биомассы) указанных объектов; деградация земель). При этом массовой гибелью (заболеванием) считается превышение среднестатистического уровня гибели (заболевания) животных в 3 раза и более.

На основании п. 7 Постановления Пленума Верховного суда РФ8 загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств (ст. 250 Уголовного кодекса РФ) может быть результатом нарушения не только правил водопользования (например, эксплуатация промышленных, сельскохозяйственных, коммунальных и других объектов с неисправными очистными сооружениями и устройствами, отключение очистных сооружений и устройств), но и иных правил в области охраны окружающей среды и природопользования (в частности, транспортировки, хранения, использования минеральных удобрений и препаратов).

На основании п. 3 ст. 78 Закона № 7-ФЗ1 иски о компенсации вреда окружающей среде могут быть предъявлены в течение 20 лет.

В связи с этим хозяйствующим субъектам следует проявлять сознательность и дальновидность при принятии управленческих решений.

Технологические особенности животноводства

Технология удаления навоза в животноводческом комплексе зависит от производственной мощности предприятия и определяется способом дальнейшего обращения с навозом (см. рисунок).

Способы обращения с навозом
Так, для небольших предприятий возможно удаление навоза с применением средств малой механизации. На крупных предприятиях применяются автоматизированные линии, например цепные скреперы, скребковые, штанговые и шнековые транспортеры, гидросмыв, дальнейшее хранение в навозохранилищах, лагунах, буртах.

В общем смысле под навозохранилищем понимается сооружение для сбора, обеззараживания и хранения навоза, удаленного из животноводческих помещений. Типы навозохранилищ зависят от консистенции навоза, сроков его хранения, способов удаления, а также от природно-климатических условий9.

На основании СП 289.1 325 800.201710 хранилища навоза и помета могут быть заглубленными, полузаглубленными и наземными. Конструкция хранилищ зависит от консистенции поступающих в них навоза и помета и гидрогеологических условий строительства.

Необорудованные навозохранилища или низкая их вместительность, а также отсутствие у животноводческих предприятий сельскохозяйственных угодий приводят к тому, что в большинстве хозяйств объемы навоза превышают объемы навозохранилищ в 1,5−2 раза. В результате навоз размещается на неподготовленных площадках, где он размывается дождями. Жидкая субстанция попадает в подземные воды, тем самым загрязняя и почву, и водные объекты*.

* Утилизация навоза (помета) на животноводческих фермах для обеспечения экологической безопасности территории, наземных и подземных водных объектов в Ленинградской области. СПб., 2012.

В настоящее время проходит процедуру оценки регулирующего воздействия (в соответствии с постановлением Правительства РФ № 131812) доработанный проект санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания, планировки, застройки и содержания территорий населенных мест», подготовленный Роспотребнадзором. В его разделе «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству технологических линий удаления, обработки, обеззараживания и утилизации навоза и помета, получаемых на животноводческих и птицеводческих комплексах и фермах» установлено, что требования документа распространяются на объекты вновь строящихся или реконструируемых животноводческих и птицеводческих комплексов и ферм.

При выборе места для строительства и эксплуатации животноводческого и птицеводческого объекта необходимо предусматривать выделение сельскохозяйственных угодий для полного использования навоза и стоков в качестве органических удобрений с учетом охраны окружающей среды.

В каждом животноводческом или птицеводческом комплексе должны быть предусмотрены способ и технические средства для обеззараживания навоза или помета. Для этой цели могут использоваться длительное выдерживание, химический, биологический или термический способы.

Проектом санитарных правил также устанавливается, что для обеззараживания навоза или помета методом выдерживания следует емкость хранилищ принимать из расчета выдерживания объема навоза или помета в течение 6 мес., а свиного навоза — в течение 12 мес. Хранилища должны быть секционными, их огораживают. Однако этот метод неприемлем для обеззараживания навоза, обсемененного устойчивыми микроорганизмами (возбудителями туберкулеза, сибирской язвы и др.), а также для зон низких температур, где патогенные микроорганизмы выживают значительно дольше указанных сроков.

Выводы

Правовое регулирование воздействия животноводческих предприятий на окружающую среду до сих пор находится на этапе становления.

Наряду с устаревшими нормами права советского периода действуют неоднозначные документы, значительно усложняющие отрасли жизнь, но при этом, ввиду формального подхода, фактически не оказывающие значительного оберегающего эффекта для окружающей среды.

До сих пор не найден баланс между социальными, экономическими и экологическими проблемами в индустриальном животноводстве.

Документы

  1. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
  2. Постановление Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий».
  3. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
  4. Постановление Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ».
  5. Постановление Правительства РФ от 28.08.2015 № 903 «Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору».
  6. Постановление Правительства РФ от 08.05.2014 № 426 «О федеральном государственном экологическом надзоре» (вместе с Положением о федеральном государственном экологическом надзоре).
  7. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ.
  8. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования».
  9. СП 374.1 325 800.2018 «Здания и помещения животноводческие, птицеводческие и звероводческие. Правила эксплуатации».
  10. СП 289.1 325 800.2017 «Сооружения животноводческих, птицеводческих и звероводческих предприятий. Правила проектирования».
  11. Приказ Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов».
  12. Постановление Правительства РФ от 17.12.2012 № 1318 «О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ».