Водным кодексом РФ сброс стоков без очистки запрещен, но эта норма имеет ограниченную область применения. Докажем это в статье.

В соответствии с водным законодательством сброс сточных вод в водный объект — это законный вид водопользования, при этом не регламентируется, какова должна быть степень очистки стоков перед сбросом. Превышение норматива допустимого сброса приводит к начислению дополнительной платы, но не является запретом на водопользование.

Подпункт 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ запрещает сброс стоков без очистки. Проанализируем эту норму с точки зрения ее однозначности.

- Реклама -
Вебинар внутри поста — copy

Предприятия водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) — самые крупные водопользователи, осуществляющие эксплуатацию централизованных систем водоотведения (ЦСВ) городов и населенных пунктов, отвод сточных вод, их очистку (при наличии соответствующих очистных сооружений) и сброс в водные объекты.

Преимущественно сбросы хозяйственно-бытовых сточных вод осуществляются в природные водные объекты естественного характера — реки, протоки, моря.

Сброс сточных вод требует определенного пакета разрешительной документации, что регламентируется нормативными правовыми актами.

Основными документами для оформления сброса сточных вод из ЦСВ в водные объекты являются:

▸решение на право пользования водным объектом для сброса;
▸проект нормативов допустимого сброса;
▸комплексное экологическое разрешение или декларация о воздействии на окружающую среду.

Функция водопользования предусматривает необходимость экологических платежей за сброс, реализацию природоохранных и водохозяйственных мероприятий, соблюдение значительного количества нормативных правовых актов федерального и местного значения.

Контроль за сбросами предприятий ВКХ и наличием у них пакета разрешительной документации осуществляют надзорные структуры: бассейновая природоохранная прокуратура, Росприроднадзор, БВУ и т. д.

Если предприятие имеет современные очистные сооружения канализации (ОСК), то у него меньше возникает проблем с надзорными органами, экологические платежи за сброс минимальны. Но, к сожалению, таких предприятий ВКХ в России мало.

На практике эффективная система очистки у среднестатистического водопользователя — это редкость. Если и имеются ОСК, то они либо выработали свой эксплуатационный ресурс, либо не отвечают современным экологическим требованиям.

Большинство предприятий ВКХ в России не имеют никаких систем очистки сточных вод. Соответственно, с определенной периодичностью при проверках таким предприятиям выписывают административные штрафы, потому что, по мнению надзорных органов, такой сброс является нарушением водного законодательства.
Какая же норма закона, с точки зрения представителей Минприроды России, Росприроднадзора и прокуратуры, запрещает осуществлять сброс сточных вод без очистки в реки, протоки, моря? В большинстве случаев основанием для такого запрета и вменения административных санкций является подп. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ.

ВОДНЫЙ КОДЕКС РФ

СТАТЬЯ 60. ОХРАНА ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ, СТРОИТЕЛЬСТВЕ, РЕКОНСТРУКЦИИ, ВВОДЕ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ, ЭКСПЛУАТАЦИИ ВОДОХОЗЯЙСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ


6. При эксплуатации водохозяйственной системы запрещается:
1) осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»);

Согласно данной норме, при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).

На первый взгляд, действительно, запрещается. Однако при внимательном изучении нормы становится ясно, что не все так однозначно.

Отметим, что рассматриваемая норма подп. 1 ч. 6 ст. 60 — одна из наиболее интересных и специфических в Водном кодексе РФ и рассчитана она на наличие у тех, кто ее применяет, специальных познаний в области гидрологии, водопользования и очистки сточных вод. И в этом стоит разобраться более подробно.

Кому адресована норма

Согласно начальной формулировке: «при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается…», рассматриваемая норма направлена на регулирование деятельности исключительно организаций, осуществляющих эксплуатацию водохозяйственной системы.

Что же такое водохозяйственная система, является ли она водным объектом и в чем ее отличие от других водоемов?

Согласно п. 11 ст. 1 Водного кодекса РФ, водохозяйственная система — это комплекс водных объектов и гидротехнических сооружений (ГТС), предназначенных для обеспечения рационального использования и охраны водных ресурсов. Такими водными объектами являются водохранилища, каскады водохранилищ, каналы (мелиоративные), образованные ГТС: гидроузлами, дамбами и плотинами.

Русло реки частично перекрывается дамбой (плотиной), и речная вода заполняет естественное углубление рельефа, образуя тем самым водохранилище.

ГТС в данном случае предназначены для регулирования речного стока или использования воды в целях хозяйственно-питьевого водоснабжения (в том числе резервирования воды).

Получается, что водохозяйственная система — это, как правило, искусственный водный объект в виде непроточного водоема, представляющий собой инженерную инфраструктуру на естественном водотоке.

Реки и протоки являются природными естественными водотоками, сброс в которые разрешен вне зависимости от наличия системы очистки, за исключением особо опасных веществ: радиоактивных веществ, ядохимикатов, пестицидов (ст. 56 Водного кодекса РФ).

Таким образом, в анализируемой норме ст. 60 Водного кодекса РФ речь идет не о естественном водотоке, а об искусственном водном объекте, образованном в целях рационального водопользования и охраны водных ресурсов. Обычно водохранилища выполняют функцию действующего либо резервного источника водоснабжения. Также их используют в качестве демпфера, для плавного регулирования водного стока реки, из которого оно заполняется, например в паводковые периоды, после чего водохранилище постепенно срабатывает.

Организацией работы таких водохранилищ и их эксплуатацией занимаются специализированные организации.

При эксплуатации водохранилища обычно выполняются две основные функции: контроль и поддержание заданного уровня воды и очистка водоема.

Осуществляется в том числе очистка поверхности водохранилища от плавающего мусора, ведется расчистка береговой линии, удаление донных отложений, прочистка соединительных каналов от мусора, скос водной растительности с ее последующим удалением и т. д. Одна из целей данных мероприятий — предотвращение смыва поверхностными водами с берега мусора в водный объект и предупреждение накопления осадков и мусора на дне водоемов и каналов. Мусор, попадая в водохранилище, ухудшает качество воды, и далее такая вода при сработке водохранилища будет загрязнять реку, в которую идет сброс.

Если вблизи водохранилища обнаруживают биологические отходы, то службы эксплуатации их удаляют либо обезвреживают.

Иногда водохранилища, особенно в южных регионах, за вегетативный сезон зарастают водной растительностью, ее также необходимо регулярно удалять.

Водохранилища небольших объемов следует регулярно опорожнять и производить откачку донных отложений и осадка.

Правила использования водохранилищ установлены приказом Минприроды России от 24.08.2010 № 330, отражены в РД 33−3.2.08−87 «Типовые правила эксплуатации водохранилищ емкостью 10 млн куб. м и более» и т. д.

Удаление осадка сточных вод в реку категорически запрещено. Он откачивается в специальные котлованы с последующей утилизацией.

Периодически часть воды из водохранилища через шиберные и иные устройства в плотине может сбрасываться в водный объект, на котором оно расположено. При этом загрязнения с поверхности водохранилища или с его дна в виде сточных вод с содержанием отходов и мусора не должны быть сброшены в другие водные объекты. Плавающий мусор не должен при сбросах попадать обратно в водный объект, который сформировал водохранилище.

Эксплуатация разных типов водохранилищ в зависимости от их объема, места расположения, назначения, климатических и иных условий осуществляется специализированными организациями различными способами. Также применяются разные способы удаления из водохранилищ мусора и отходов.

Таким образом, действие именно таких организаций и регулирует положение подп. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ. Необходимо исключить ситуацию, при которой мусор, осадки в виде отложений либо иные отходы в результате ненадлежащей эксплуатации водохозяйственной системы попадают в водотоки.

Что понимается под санитарной очисткой и обезвреживанием сточных вод

Положение подп. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ содержит такой специфический термин, как «санитарная очистка и обезвреживание сточных вод». Многие воспринимают его как обязательное требование к водопользователю по устройству ОСК.

В действующем ГОСТ 25 150–82 «Канализация. Термины и определения» в разделе «Очистка сточных вод» представлены термины и определения следующих видов очистки: механической, биологической, химической, глубокой очистки (доочистки).
Термин «санитарная очистка сточных вод» в терминологических классификаторах и технических документах, касающихся канализации, отсутствует.

Термин «санитарная очистка» обычно используется применительно к территориям населенных пунктов, это мероприятия по сбору, удалению и обезвреживанию отходов.

В рассматриваемой норме законодатель применил термин «санитарная очистка» к водам водохранилищ либо образованному при очистке водохранилища осадку. Такие воды, получается, также подвергаются санитарной очистке путем извлечения из них отходов, осадков, растительности и мусора.

Аналогичный смысл имеет и «обезвреживание сточных вод».

Упомянутый ранее ГОСТ 25 150–82 для сточных вод предусматривает так называемое обеззараживание, то есть обработку сточных вод в целях удаления из них патогенных и санитарно-показательных микроорганизмов.

Термин «обезвреживание» используется в основном применительно к отходам производства, в том числе и радиоактивным.

Согласно Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», обезвреживание отходов — уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.

В анализируемой норме законодатель применил термин «обезвреживание» к воде водохранилища и к удаляемым в процессе его эксплуатации донным отложениям, мусору и другим видам отходов.

Для санитарной очистки сточных вод водохранилищ применяются различные механические устройства и специальное оборудование: земснаряды, понтонные экскаваторы и др. Их перечень достаточно значительный, но не имеет никакого отношения к классическим ОСК.

Поэтому положение подп. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ не предусматривает наличия ОСК и не требует их установки.

Об ответственности предприятий ВКХ

Рассматриваемая норма имеет еще более глубокий смысл.

Организации, осуществляющие эксплуатацию водохранилища, естественно, не должны допускать попадания в него любых неочищенных сточных вод. Ведь из водохранилища стоки попадут в водный объект либо при заборе воды — в ЦСВ.

Сброс стоков без надлежащей очистки в водохранилища должен находиться под жестким государственным экологическим и санитарным контролем, так как водохранилища, в отличие от рек (водотоков), являются водоемами без природного водообмена или протока. Ввиду отсутствия протока попадание стоков без очистки приведет к цветению, загниванию, заболачиванию и т. д. В результате водохранилище перестанет быть источником резервирования воды. Емкость водохранилища придется опорожнять для нового заполнения.

В отличие от предприятий, эксплуатирующих водохозяйственную систему, предприятия ВКХ не осуществляют такую деятельность, а эксплуатируют исключительно ЦСВ городов и населенных пунктов и осуществляют сбросы сточных вод в водные объекты. Осуществляют именно сбросы стоков в водные объекты, а не эксплуатацию водохозяйственной системы. Это очевидно для специалистов, и путать понятия «река» и «водохозяйственная система», «эксплуатация системы» и «сброс сточных вод» невозможно.

Однако надзорные структуры не спешат признавать очевидное и в случае предъявления всех доводов ссылаются на любые, не имеющие отношения нормы.

Несомненно, лучше сбрасывать в водные объекты очищенные сточные воды, чем неочищенные. Однако проблема административного наказания за сброс без очистки не решает задачу улучшения экологической ситуации.

Предприятия ВКХ эксплуатируют только переданные им органами местного самоуправления объекты коммунальной инфраструктуры. Если в перечне переданных объектов отсутствуют современные ОСК, то вина в этом точно лежит не на предприятиях ВКХ.

Строительство ОСК не входит в функции предприятий ВКХ, так как на это у них нет ни финансовых средств, ни правовой обязанности. Основная функция предприятий ВКХ — эксплуатация систем водоснабжения и водоотведения и частично выполнение капитального ремонта объектов согласно утвержденной уполномоченным органом субъекта РФ производственной программе.

Проблема строительства ОСК актуальна и для промышленных предприятий. Однако без государственной поддержки такие вложения для бизнеса просто неприемлемы. Эта проблема должна решаться на основе экономических, бюджетных и инвестиционных механизмов в рамках действующего водного и экологического законодательств. Для предприятий производственной сферы строительство ОСК могло бы осуществляться в рамках государственно-частного партнерства, когда существенную часть таких расходов принимает на себя местный бюджет.

Устройство ОСК в городах и населенных пунктах РФ должно быть частью государственной политики в сфере экологии и природопользования. Но такая политика требует существенных финансовых вложений и может осуществляться только при достаточной наполняемости федерального бюджета, в период экономического роста и политической стабильности. В ином случае экологические проблемы отходят на задний план.

Хочется верить, что данная статья поможет водопользователям более активно и аргументированно отстаивать свои законные интересы при осуществлении хозяйственной деятельности, а надзорные, природоохранные и правоохранительные структуры также будут действовать в рамках закона и руководствоваться справедливостью по отношению к предприятиям ВКХ.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Решением проблемы правоприменения положения подп. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ могло бы стать официальное письмо Минприроды России либо его подведомственных структур, которое разъяснило бы смысл данной нормы.

Предприятия ВКХ, которые не имеют в составе имущества, полученного от органов местного самоуправления, ОСК, должны вести хозяйственную деятельность без угрозы административных санкций. Обязанность по устройству систем очистки сточных вод населенных пунктов лежит исключительно на органах местного самоуправления. При этом местные бюджеты не имеют финансов даже для разработки проекта системы очистки. Такие средства получают только из федерального бюджета.

Если государство регулирует тарифы на водоснабжение и водоотведение, а фактически держит их на социально низком уровне, то, по крайней мере, оно могло бы устранить искусственные законодательные препоны и освободить коммунальный бизнес от излишнего администрирования.

Федеральным органам необходимо на законодательном уровне определить четкие критерии получения средств из федерального бюджета на устройство очистных сооружений.