Отвечает юрист Центра Локтюшов Станислав:

В соответствии с п. 3 ст. 19 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

При этом мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий не проводятся на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

- Реклама -
Вебинар внутри поста — copy

Информация о неблагоприятных метеорологических условиях представляется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного экологического надзора, которые обеспечивают контроль за проведением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями согласованных мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах хозяйственной и иной деятельности.

Порядок представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требования к составу и содержанию такой информации, порядок ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области охраны окружающей среды.

Необходимо отметить, что приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 17 ноября 2011 г. № 899 утвержден Порядок представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требования к составу и содержанию такой информации, порядок ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам (далее — Порядок).

В соответствии с п. 1 Порядка данный нормативный правовой акт определяет правила представления информации о метеорологических условиях, способствующих накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха (неблагоприятные метеорологические условия) (далее — НМУ), требования к составу и содержанию такой информации, порядок ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам.

В соответствии с п. 2 указанного нормативного правового акта данный Порядок предназначен для использования заинтересованными лицами при регулировании выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в городских и иных поселениях в период НМУ.

При этом с п. 3 Порядка заинтересованными лицами в целях данного Порядка являются:

  • органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, организующие в городском или ином поселении работы по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ;
  • территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченные на осуществление федерального государственного экологического надзора, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные на осуществление регионального государственного экологического надзора, которые обеспечивают контроль за проведением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями согласованных мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах хозяйственной и иной деятельности;
  • юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, которые обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

В соответствии с п. 4 Порядка представление информации о НМУ осуществляется территориальными органами и подведомственными организациями федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.

При этом информация о НМУ предоставляется заинтересованным лицам в форме прогнозов НМУ на 1 — 3 суток первой, второй или третьей степени опасности.

В соответствии с п. 6 Порядка информация о НМУ, уточнение информации о НМУ представляется в течение одного часа с момента составления прогноза.

Важно отметить, что в соответствии с п. 9 указанного нормативного правового акта информация о НМУ по городскому и иному поселению, а также перечень отдельных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, для которых составлены прогнозы НМУ, публикуются уполномоченным органом на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение двух часов с момента предоставления информации о НМУ заинтересованным лицам.

На основании изложенного, источником информация о НМУ по-городскому и иному поселению, а также перечне отдельных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, для которых составлены прогнозы НМУ является официальный сайт уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

При этом указанная информация должна быть размещена на сайте уполномоченного органа в течение двух часов с момента предоставления информации о НМУ заинтересованным лицам.

Необходимо отметить, что в соответствии с п. 10 Порядка информация о НМУ, указанная в пунктах 5 — 6 данного нормативного правового акта, состав и содержание которой соответствуют пункту 7 Порядка, предоставляется на безвозмездной основе уполномоченными органами в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора, и органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные на осуществление регионального государственного экологического надзора, по факсу, по электронной почте или с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

При этом информация о НМУ, составляемая по заказу органов государственной власти субъектов Российской Федерации и хозяйствующих субъектов (специализированная информация) в целях организации в городском или ином поселении работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ, в том числе для отдельных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, предоставляется уполномоченными органами в соответствии с порядком проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ, определяемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 1997 г. № 1425 «Об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды».

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 19 июля 1998 г. № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» (далее — ФЗ «О гидрометеорологической службе») в целях данного Федерального закона применяются следующие основные понятия:

гидрометеорологическая служба — система функционально объединенных физических лиц, а также юридических лиц, в том числе органов исполнительной власти, осуществляющих деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (метеорологии, климатологии, агрометеорологии, гидрологии, океанологии, гелиогеофизики, области активных воздействий на метеорологические и другие геофизические процессы), мониторинг окружающей среды, ее загрязнения, в том числе ионосферы и околоземного космического пространства, предоставление информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, об опасных природных явлениях;

информация общего назначения — полученная и обработанная в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, предоставляемая пользователям (потребителям) бесплатно информация о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей среды, ее загрязнении;

специализированная информация — информация, которая предоставляется по заказу пользователя (потребителя) и за счет его средств.

Согласно п. 1 ст. 17 ФЗ «О гидрометеорологической службе» информация о состоянии окружающей среды, ее загрязнении и информационная продукция предоставляются пользователям (потребителям) бесплатно, а также на основе договоров в соответствии с данным Федеральным законом и законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды.

В соответствии с п. 2 указанной статьи информация общего назначения доводится до пользователей (потребителей) в виде текстов в письменной форме, таблиц и графиков по сетям электрической и почтовой связи, через средства массовой информации в режиме регулярных сообщений или по запросам пользователей (потребителей).

Согласно п. 3 ст. 17 ФЗ «О гидрометеорологической службе» специализированная информация предоставляется пользователям (потребителям) на основе договоров.

В соответствии с п. 3 Положения об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 1997 г. № 1425 (далее — Положение), информация в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды общего назначения, указанная в Приложении к данному Положению, предоставляется получателям информации бесплатно или за плату, не возмещающую в полном размере расходы на эти услуги.

Необходимо отметить, что в соответствии с Приложением к указанному нормативному правовому акту к информационным услугам общего назначения отнесены, в числе прочего, информация о стихийных гидро-метеорологических явлениях и прогнозы на 1−3 суток по районам стихийных бедствий, аварий и катастроф.

В соответствии с п. 4 Положения бесплатно информация в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей природной среды общего назначения предоставляется органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Другим получателям информации информация в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей природной среды общего назначения предоставляется за плату в размерах, возмещающих расходы на ее подготовку, копирование и передачу по информационно-телекоммуникационным сетям, включая сеть Интернет, и сетям почтовой связи.

Необходимо отметить, что в соответствии с ч. 2 ст. 4 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. Конституция и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 указанного нормативного правового акта органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Необходимо отметить, что Постановление Правительства Российской Федерации от 15 ноября 1997 г. № 1425 «Об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды» было принято до вступления в силу ФЗ «О гидрометеорологической службе» и применяется в части, не противоречащей данному Федеральному закону.

Ссылка на указанный нормативный правовой акт в обоснование позиции о необходимости взимания платы, в т. ч. за предоставление информации общего назначения неправомерна.

Таким образом, сведения о неблагоприятных метеорологических условиях, являются информацией общего пользования, доводятся до потребителей, в том числе предприятий, являющихся источниками загрязнения приземного слоя воздуха, бесплатно в т. ч. в виде текстов в письменной форме, таблиц и графиков по сетям электрической и почтовой связи, через средства массовой информации в режиме регулярных сообщений или по запросам пользователей (потребителей).

При этом Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды обязана информировать потребителей о составе предоставляемой информации, о формах доведения данной информации и об организациях, осуществляющих информационное обслуживание потребителей.

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды не вправе требовать от потребителей заключения договора о предоставлении информации о неблагоприятных метеорологических условиях.

Необходимо отметить, что потребители вправе самостоятельно выбрать удобную форму и способ доведения до них информации о неблагоприятных метеорологических условиях.