Очередной инцидент произошел на Ангаре, где в реку попало дизтопливо из лопнувшей цистерны.

В Красноярском крае возбудили уголовное дело после очередного разлива нефтепродуктов — в этот раз около 500 т дизельного топлива в реку Ангару. Об уголовном деле стало известно в воскресенье, 11 октября. По предварительной версии, причиной стал износ цистерны. Использование устаревших технологий и изношенного оборудования — один из ключевых факторов, который приводит к подобным авариям, они в России происходят регулярно, указывают эксперты.

Тонкой пленкой

Это не первый случай за последнее время. Самой громкой стала экологическая катастрофа в Норильске, где в конце мая также из-за износа цистерны разлилось больше 20 тыс. т дизтоплива — этой осенью стало известно, что Росприроднадзор подал к «Норникелю» рекордный иск на 148 млрд рублей. Суд рассмотрит иск в ноябре.

- Реклама -
Вебинар внутри поста — copy

В сентябре на Таймыре из-за прорыва трубы при перекачке нефти в почву и реку Хатанга попало более 1 тыс. т сырой нефти. Еще один разлив был зафиксирован также на Таймыре ранее в июле — тогда в безымянное озеро, по официальным данным, попало около 44 т авиационного топлива.

95% аварий

Из-за высокой степени износа оборудования в России происходит около 95% всех аварий, связанных с нефтепродуктами, считает Елена Сакирко, руководитель энергетической программы российского отделения Greenpeace. Проблема существует на всех стадиях — от добычи до хранения и транспортировки. В том числе высокий износ оборудования стал причиной аварии в Норильске, напоминает она.

Нежелание компаний вкладываться в новые и более безопасные технологии усугубляется отсутствием должной экологической ответственности и необходимого регулирования на государственном уровне.

— Штрафы за разливы и подобные аварии для юрлиц очень низкие. Кроме того, в России нет системы экологического мониторинга, то есть государство реагирует на то, что уже произошло. Но не осуществляет контроля за, например, своевременной заменой оборудования. В том числе трубопроводов, — отмечает она.

Однако, отмечают собеседники издания, для решения проблемы необходимы в первую очередь системные изменения. Так, обращает внимание Алексей Книжников, руководитель программы WWF России по экологической ответственности бизнеса, необходимо отказаться от использования устаревших технологий, «которые отсылают нас обратно во времена СССР».

Сократить число аварий также позволит более активный переход на альтернативные источники энергии и развитие «зеленой» энергетики, говорит Елена Сакирко. Прежде всего они необходимы в труднодоступных местах с хрупкой и столетиями формировавшейся экосистемой. Кроме того, по ее словам, необходимо ужесточить требования по замене изношенного оборудования и запретить продлевать срок действия трубопроводов, поскольку большая часть происшествий происходит уже после его продления. А также ужесточить финансовую ответственность.