Вопрос
Пользователь сайта ecovopros.ru
Кому: редакция журнала «Экология производства»
red@ecoindustry.ru
Тема: учет отходов в филиалах
Для чего необходимо вести учет отходов по юридическому лицу в целом хозяйствующим субъектам, имеющим обособленные подразделения (филиалы)?
Ответ
Кому: пользователь сайта ecovopros.ru
Re: учет отходов в филиалах
Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»: «Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов».
Порядок ведения учета в области обращения с отходами (далее – Порядок учета) утвержден приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721.
Пункт 7 Порядка учета
Данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10-го числа месяца, следующего за указанным периодом.
Пункт 10 Порядка учета
Таблицы данных учета заполняются по юридическому лицу в целом, по его каждому обособленному подразделению либо филиалу (при их наличии), индивидуальному предпринимателю.
Одно из наиболее распространенных нарушений при проверках крупных природопользователей, осуществляющих деятельность одновременно в нескольких субъектах РФ, – «необобщение» учета в области обращения с отходами по юридическому лицу в целом.
То есть данные учета (по приложениям 2–4 к приказу Минприроды России от 01.09.2011 № 721) за каждый квартал и календарный год заполняются по каждому филиалу хозяйствующего субъекта исправно, но суммирование таких данных по юридическому лицу в целом у предприятия отсутствует.
Требования п. 10 Порядка учета в основном нарушают крупные природопользователи со сложной структурой филиалов.
Эта проблема – неведение учета по юридическому лицу в целом, на наш взгляд, зачастую может носить как организационный, так и психологический характер.
Организационно неведение учета отходов по юридическому лицу в целом оправдывается отсутствием ресурсов для объединения данных учета по отдельным обособленным подразделениям (филиалам). То есть если таблицы учета отходов, например по филиалам, заполняют специалисты каждого филиала в отдельности, то кому же следует объединять все эти таблицы по хозяйствующему субъекту в целом? И когда этим заниматься?
Психологическая подоплека неведения общего учета кроется в неготовности и нежелании хозяйствующих субъектов:
- признать, что отсутствие таблиц учета отходов по юридическому лицу в целом наказуемо по ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ (в том числе неоднократно наказуемо);
- понять, что, даже несмотря на отсутствие какого-либо объяснимого смысла в объединении данных учета по различным обособленным подразделениям юридического лица, объединять эти данные тем не менее необходимо.
Следует признать, что организации, уже привлеченные к административной ответственности за нарушение п. 10 Порядка учета, как правило, учет отходов по юридическому лицу в целом начинают вести.
Административная ответственность. Частью 10 ст. 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления (максимальный размер административного штрафа для должностного лица – 40 000 руб., для юрлица – 350 000 руб.
Важно отметить, что надзорным органом при желании отсутствие данных учета отходов по юридическому лицу в целом, скажем, за I квартал 2020 г. может быть истолковано как административное правонарушение № 1 (минус 350 000 руб.), при отсутствии данных учета за II квартал 2020 г. – как административное правонарушение № 2 (минус еще 350 000 руб.), и так далее…
Ввиду срока давности, равного одному году, за одну проверку можно получить 4 штрафа по 350 000 руб. каждый.
Общая рекомендация. Исходя из безоговорочной нормы п. 10 Порядка учета, рекомендуется заполнять таблицы данных учета в области обращения с отходами (каждый квартал, каждый год) не только по обособленным подразделениям, но и по юридическому лицу в целом вне зависимости от территориального расположения обособленных подразделений (в том числе филиалов).
При этом решать вопрос, для чего это нужно, можно параллельно с заполнением объединенных таблиц учета отходов.