Финансовая поддержка проекта «Чистый воздух» в ближайшие два года сократится на 26,5 млрд руб. Оказалось, что природоохранные ведомства не успевают вовремя использовать выделенные им средства. Так, Росприроднадзор пока не создал систему мониторинга качества воздуха, запуск которой переносится еще на год. Не удалось также сформировать сводные расчеты, необходимые для оценки успешности проекта. Тем временем, только по официальным данным, загрязненным воздухом в России дышат 56 млн человек.

Годовой объем субсидирования федерального проекта «Чистый воздух» в 2021 году упадет с 20,3 до 7,1 млрд руб., а в 2022 году — с 22,4 до 8,9 млрд руб. Об этом 26 октября заявил аудитор Счетной палаты РФ Михаил Мень на круглом столе «Чистый воздух городов-2030: миф или реальность?». Проект реализуется в рамках поручения президента России о снижении загрязнений атмосферы в 12 наиболее неблагополучных крупных городах. Освободившиеся средства отправятся в резервный фонд правительства. Объем поддержки программы в 2020 году также сокращен — на 15 млрд руб., первые сообщения об этом появились еще в июле.

Как пояснил Михаил Мень, перераспределение финансирования объясняется затяжкой с разработкой нормативной базы, а также отсутствием эффективных инициатив по улучшению качества воздуха, необходимых для реализации проекта.

- Реклама -
Вебинар внутри поста — copy

Проект «Чистый воздух» предполагает 22%-е снижение вредных выбросов в атмосферу в 12 самых загазованных крупных городах России к 2024 году по сравнению с уровнем 2017 года, на 902 тыс. тонн. В федеральную инициативу входят Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита. Первоначальный бюджет программы, реализация которой запланирована на период с 2019-го по 2024 год, был установлен на уровне 500,1 млрд руб. (из них 381,8 млрд — внебюджетные средства). Исполнение поручения президента РФ проходит в рамках национального проекта «Экология».

«Низкая эффективность планирования иллюстрируется отсутствием корреляции между объемом финансирования и показателями проекта. Их значения остались неизменными при снижении финансирования почти на 80%», — пояснил Михаил Мень. Также он подчеркнул, что при неизменности подходов уровень загрязнения в наиболее загазованных городах России к 2024 году останется очень высоким. Наиболее проблемными он считает Норильск, Читу, Красноярск, Братск и Новокузнецк, но в России насчитывается более 40 городов с аналогичным уровнем загрязнения атмосферы.

Ответственным за реализацию проекта «Чистый воздух» в 2018 году был назначен Росприроднадзор (РПН). Однако представители ведомства не успели в срок выполнить свои обязательства. Например, не подготовлена информационная система мониторинга воздуха (ФГИС МКАВ), которую планировалось запустить в этом году.

«Мы ее не начали в этом году, а эти деньги сдали в бюджет буквально на днях в резервный фонд. […] Со своей стороны считаем, что нормативные документы под это подготовили. В принципе, все сделали для того, чтобы это было реализовано. Но вот поставщик не выбран. Техзадание сформировано, но не реализуется. Это значит, мы получили оттяжку еще на год», — заявила глава ведомства Светлана Радионова.

Также в РПН не сформировали сводные расчеты допустимого негативного воздействия на окружающую среду. «Есть основная проблема, по которой мы задержали систему сводных расчетов. Потому что мы беседуем и дискутируем — кто ее потом будет уточнять, актуализировать. […] Если мы этого не сделаем, то нужных показателей не достигнем», — констатировала Светлана Радионова.

По ее словам, спешка в этом вопросе приведет к неэффективной работе: «Если всех это устроит, то к 1 ноября мы подпишем сводные расчеты, только мы ничего не получим. Потому что они основаны на той инвентаризации, которая есть, а она далека от идеальной».

Система сводных расчетов представляет собой массивную базу данных по текущему уровню загрязнений воздуха. Туда войдет обобщенная информация о состоянии воздуха по всей территории каждого из городов, участвующих в мониторинге, а также данные о влиянии различных предприятий на уровень загрязнения атмосферы и прогноз изменения параметров после реализации всех «воздухоохранных мероприятий».

Глава Росприроднадзора подчеркнула, что промышленные предприятия целенаправленно снижают выбросы, как только понимают, что регулятор вскоре будет проводить замеры на их производстве. Ранее для постоянного контроля РПН просил правительство обязать заводы I категории (300 наиболее загрязняющих предприятий, на которые приходится более половины всех выбросов в стране) предоставить ведомству онлайн-доступ к их собственным данным автоматического контроля выбросов, но пока что не добился своего.

Отсутствием прогресса в проекте «Чистый воздух» возмутилась заместитель председателя Госдумы Ольга Тимофеева. «Сегодня загрязненным воздухом дышат 56 млн человек в 143 городах. В некоторых городах допустимые выбросы превышены в 20 раз, — сообщила она. — Беспокоит, что мы приняли закон (о квотировании выбросов. — Прим. Plus-one.ru) в прошлом году, города должны были получить финансовую поддержку, но регионы не получили ни копейки». Также она упрекнула региональных управленцев в том, что многие из них не разработали сводные расчеты загрязнения воздуха, необходимые для введения механизма квотирования выбросов, закон о котором принят в 2019 году.

По мнению многих экспертов, участвовавших в круглом столе, система сводных расчетов успешно реализована в Санкт-Петербурге. На территории города создан единый механизм мониторинга, участниками которого являются Росгидромет, Комитет по природопользованию, а также госпредприятие «Минерал». В сеть входят девять стационарных постов и 25 автоматических станций мониторинга загрязнения атмосферного воздуха. Все данные о состоянии атмосферы публикуются на Экологическом портале Санкт-Петербурга. Выбросы вредных веществ в городе по большей части связаны с автотранспортом, а не с работой промышленных предприятий.