В настоящее время на федеральном уровне (ни в Федеральном законе от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ред. от 31.07.2020), ни в Федеральном законе от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления"(ред. от 07.04.2020), ни в Федеральном законе от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ред. от 13.07.2020) не установлено требований к проведению инвентаризации отходов производства и потребления. Но на региональном уровне встречаются документы, регламентирующие проведение данной процедуры («Правила учета и оценки отходов производства и потребления на территории Пермской области», утв. Государственной инспекцией по охране окружающей среды Пермского края 13.12.2001). При этом инвентаризация образующихся отходов упоминается во многих нормативно-правовых документах, например, программа производственного экологического контроля (часть 3 ст. 67 ФЗ № 7) должна включать в себя сведения об инвентаризации отходов производства и потребления (см. п. 4 Требований к программе ПЭК, утв. Приказом Минприроды России от 28.02.2018 N 74), для разработки ПНООЛР используются результаты инвентаризации отходов производства и потребления (смотрите соответствующие методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утв. Приказ Минприроды России от 05.08.2014 N 349), для организации мест накопления отходов используются результаты инвентаризации (СанПиН 2.1.7.1322−03. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления). В Порядке учета в области обращения с отходами, утв. Приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721 (ред. от 25.06.2014), есть указания, что сведения из журналов учета в области обращения с отходами используются для проведения инвентаризации.

Отмечу, что в Проекте приказа Минприроды «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами» https://regulation.gov.ru/projects#npa=105 995 (в августе новый порядок был утвержден и направлен на регистрацию в Минюст, но был возвращен без регистрации, судьба данного документа пока неизвестна, хотя Приказ Минприроды России от 01.09.2011 N 721 с 01.01.2021 утрачивает силу на основании Постановления Правительства РФ от 18.09.2020 N 1496, так что в любом случае будет что-то новое) предлагается закрепить проведение инвентаризации отходов в рамках процедуры их учета. Проект содержит следующие требования к проведению инвентаризации (см. п. 7):

При инвентаризации образующихся отходов:

- Реклама -
Вебинар внутри поста — copy

-выявляют вещества материалы, которые образовались при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, в том числе при газоочистке, очистке сточных и оборотных вод, очистке оборудования, территории, ликвидации загрязнений;

-выявляют изделия, которые утратили потребительские свойства при их использовании для производства продукции, выполнении работ, оказании услуг;

-проводят классификацию отходов, в том числе идентификацию с видами отходов, включенными в Федеральный классификационный каталог отходов (далее ФККО), паспортизацию отходов.

Класс опасности отходов, устанавливается в соответствии с ФККО. Для отходов, не включенных в ФККО, индивидуальные предприниматели и юридические лица проводят работы по отнесению отходов к конкретному классу опасности с применением Критериев, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

По результатам инвентаризации формируется перечень образующихся видов отходов, подлежащих учету по установленной форме (Приложение 1 к Порядку) (Помимо наименования, кода ФККО, класса опасности, указываются также происхождение или условия образования отхода, агрегатное состояние и физическая форма, состав).

Инвентаризация образующихся отходов проводится в плановом порядке не реже одного раза в пять лет или внепланово в случае изменения технологических процессов производств, сырья, если эти изменения приводят к изменениям в перечне образующихся отходов.

Исходя из личного опыта, могу Вам сказать, что инвентаризацию Вы вполне можете провести самостоятельно, специальную программу использовать необязательно. Если Ваш объект относится к объектам I или II категории негативного воздействия, то целесообразно также учитывать положения методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утв. Приказ Минприроды России от 05.08.2014 N 349, в частности п.п. 18−19, хотя в целом данные МУ требований к проведению инвентаризации также не содержат, а только фиксируют, что НООЛР разрабатываются для всех отходов, образующихся в процессе хозяйственной и иной деятельности хозяйствующего субъекта, и при расчете НООЛР используются результаты инвентаризации.

Предлагаю Вам следующий алгоритм:

1. Если организация крупная и имеет сложные операционно-управленческие алгоритмы, то убедите руководство издать внутренний приказ, обязывающий начальников всех подразделений согласно штатному расписанию предоставить Вам информацию необходимую для проведения инвентаризации в течении 5 рабочих дней после направления Вами запроса, или направить объяснительную с указанием причин, почему информация не может быть предоставлена и когда она будет предоставлена, иначе рискуете ждать нужные сведения полгода.

2. Составляете запросы в каждое подразделение в зависимости от специфики его деятельности, включая перечень сырья и материалов (упаковка, количество, паспорта безопасности), перечень оборудования (соответствующая эксплуатационная документация, сведения по обслуживанию); перечень операций (соответствующая технологическая документация); информация об образующихся отходах (своими словами).

3. После получения и уточнения сведений, обрабатываете их, сопоставляете с ФККО (Приказ Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов») и БДО (Банк данных отходов http://db.wastebase.ru/wastebase.aspx), проводите натурное обследование, составляете предварительный перечень отходов по каждому подразделению.

4. Далее компонуете в целях оптимизации учета, например, такой отход как «Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный, исключая крупногабаритный» целесообразно закрепить за административно -хозяйственным подразделением, к которому прикреплены уборщицы, а не учитывать его в каждом подразделении, определяете, что действительно относится к отходам, а что нет, для уточнения вида отхода при необходимости проводите количественно химический анализ (КХА) с привлечением аккредитованной лаборатории, формируете общий полный предварительный перечень отходов по всему предприятию, выделяете проблемные места.

5. Согласовываете полученный перечень с руководством с учетом экологической, экономической и прочих видов целесообразности и оценкой рисков и формируете окончательный перечень отходов.

6. Далее анализируете на какие отходы Вам еще необходимо провести КХА с целью определения состава и дальнейшей паспортизации и формируете окончательный итоговый перечень отходов с указанием всех классификационных признаков согласно п. 6 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденному приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792: происхождение отходов по исходному сырью и по принадлежности к определенному производству, технологическому процессу (наименование технологического процесса, в результате которого образовался отход, или процесса, в результате которого продукция утратила свои потребительские свойства, с указанием наименования исходной продукции), химический и (или) компонентный состав, агрегатное состояние и физическая форма, можно также добавить описательную часть и блок-схемы, как это предусмотрено МУ, утв. Приказом МПР 349.

7. Итоговый документ (таблица и/или полноценный текстовый документ, отражающий процедуру и результаты инвентаризации) утверждается руководством и доводится до заинтересованных лиц, связанных с образованием и накоплением отходов.