Нередко терорганы Роспотребнадзора выдают владельцам промышленных объектов предписания с требованиями в определенный срок либо разработать проект санитарно-защитной зоны (СЗЗ), либо ее установить. Соответствует ли это законодательству сегодня?

Как правило, такие предписания выдаются применительно к объектам, в отношении которых действительно должны быть установлены СЗЗ (так как объект является источником воздействия на среду обитания человека и формируемый уровень воздействия за контуром такого объекта превышает санитарно-эпидемиологические требования).

Тем не менее в настоящее время подобные предписания нельзя назвать соответствующими закону как минимум по двум причинам.

- Реклама -
Вебинар внутри поста — copy

Во-первых, требование о необходимости разработки проекта СЗЗ (если оно содержится в предписании) является некорректным, так как законодательство не устанавливает в качестве самостоятельной обязанности обязанность владельцев промышленных и иных объектов разрабатывать и (или) утверждать проект СЗЗ.

Фактически разработка проекта СЗЗ — это лишь один из этапов достижения главной цели, а именно установления СЗЗ.

Вместе с тем само по себе отсутствие проекта СЗЗ не составляет нарушения каких-либо требований, устанавливающих обязанности хозяйствующего субъекта. Конечно, в данном случае речь не идет о требованиях к процедуре установления СЗЗ, где наличие проекта СЗЗ является условием рассмотрения заявления.

Правообладателям объектов, в отношении которых необходимо устанавливать СЗЗ, с точки зрения законодательства не должны вменяться в вину необеспечение разработки или отсутствие проекта СЗЗ.

Нарушение может составлять только необеспечение установления СЗЗ (с учетом определенных законом сроков).

Во-вторых, выдача надзорным органом (на сегодняшний день) предписания о необходимости установления СЗЗ не соответствует законодательству еще и потому, что законом предусмотрены предельные сроки, до наступления которых правообладатели объектов, в отношении которых подлежат установлению СЗЗ, обязаны либо подать заявление об установлении СЗЗ, либо установить СЗЗ.

31 декабря 2019 г. вступил в силу Федеральный закон от 27.12.2019 № 455-ФЗ, которым определены конкретные сроки, связанные с установлением СЗЗ.

Если выражаться точнее, вступили в силу изменения в Федеральный закон от 03.08.2018 № 342-ФЗ, определяющий в числе прочего особенности и сроки установления, изменения, прекращения существования зон с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ).

Что изменилось для владельцев действующих объектов, для которых следует установить СЗЗ, но СЗЗ не установлены (и не были установлены на момент вступления в силу изменений)?

В первую очередь, появилось больше времени на то, чтобы разработать проект СЗЗ, подготовить и представить в уполномоченный орган заявление об установлении СЗЗ.

Кроме того, отодвинут срок, до наступления которого сведения о СЗЗ должны быть внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Теперь 1 октября 2021 г. — предельный срок подачи заявления об установлении СЗЗ или заявления о прекращении существования ориентировочной, предварительной (расчетной) СЗЗ.

Важно обратить внимание на то, что указанная дата актуальна для собственников зданий, сооружений, в отношении которых были определены ориентировочные, расчетные (предварительные) СЗЗ.

Такие хозяйствующие субъекты до 1 октября 2020 г. обязаны были обратиться в уполномоченные органы с заявлениями:

▸или об установлении СЗЗ;
▸или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) СЗЗ с приложением документов, предусмотренных Положением о СЗЗ.

Это означает, что в 2020 г. такие лица (если они не обращались в уполномоченный орган с заявлениями об установлении СЗЗ или еще не обеспечили установление СЗЗ в отношении принадлежащих им объектов) подобным бездействием не нарушают какие-либо требования законодательства. Ведь на исполнение соответствующей обязанности отведен определенный период и предельный срок, до которого важно обеспечить подачу заявления, еще не наступил.

При этом выдача предписаний органами санитарно-эпидемиологического надзора преследует единственную цель — устранить выявленные нарушения.

Однако если нарушения нет, то и основания для выдачи предписания о необходимости установления СЗЗ (равно как и подачи заявления об установлении СЗЗ) нет.

Итак, обязанность представить заявление об установлении СЗЗ или заявление о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) СЗЗ должна быть исполнена до 1 октября 2021 г.

Напомним, что до внесения изменений закон предусматривал иной срок исполнения указанных обязанностей — 01.10.2019.

В связи с данным обстоятельством собственники объектов с определенными ориентировочными, расчетными (предварительными) СЗЗ, которые не успели до 01.10.2019 обратиться в Роспотребнадзор с заявлением об установлении СЗЗ (либо с заявлением о прекращении существования СЗЗ), считались нарушителями только в период с 01.10.2019 по 30.12.2019. Но с момента внесения изменений в законодательство (относительно переноса предельного срока на подачу заявления) собственники объектов, в отношении которых были определены ориентировочные, расчетные (предварительные) СЗЗ, нарушителями не являются.

Иными словами, с 31.12.2019 непредставление такими лицами одного из двух заявлений в госорган не может рассматриваться в качестве нарушения, поскольку новый срок представления заявлений — 01.10.2021.

До этого мы рассматривали обязанности собственников объектов, в отношении которых были определены ориентировочные, расчетные (предварительные) СЗЗ.

Однако есть и такие объекты, в отношении которых ориентировочные, расчетные (предварительные) СЗЗ не определены*.

[* По мнению Центра правовой экологии, объектами, в отношении которых определены ориентировочные, расчетные (предварительные) СЗЗ, следует считать объекты, в отношении которых был разработан проект СЗЗ (в части определения расчетной СЗЗ).]

И здесь рассмотренная ранее обязанность — подача заявления об установлении или прекращении СЗЗ — «не работает». Законом определен специальный срок установления СЗЗ (как ЗОУИТ).

1 января 2025 г. — это срок, до которого должны быть установлены СЗЗ и границы таких зон для объектов, в отношении которых одновременно:

▸СЗЗ не были установлены до 1 января 2022 г.;
не были определены ориентировочные, предварительные (расчетные) СЗЗ.

До 1 января 2025 г. правообладатели зданий, сооружений, которые введены в эксплуатацию до 4 августа 2018 г. и в связи с размещением которых необходимо установить ЗОУИТ, обязаны обратиться с заявлением об установлении зоны в уполномоченные органы с приложением документов, предусмотренных Положением о ЗОУИТ, если ранее такая зона не была установлена.

Получается, что субъекты правоприменения должны ориентироваться на два предельных срока:

1) 1 октября 2025 г. — срок подачи заявления об установлении или прекращении СЗЗ собственниками объектов, в отношении которых были определены ориентировочные, расчетные (предварительные) СЗЗ;

2) 1 января 2025 г. — срок установления СЗЗ для объектов, в отношении которых одновременно:

▸СЗЗ не были установлены до 1 января 2022 г.;
не были определены ориентировочные, предварительные (расчетные) СЗЗ.

Как видим, ни один из сроков, связанных с установлением СЗЗ, пока не наступил. Потому и выдача предписаний о необходимости разработки проекта СЗЗ и (или) установления СЗЗ в настоящее время не соответствует требованиям законодательства. Это означает, что собственники таких объектов до наступления указанных сроков не могут рассматриваться в качестве нарушителей каких-либо обязанностей, связанных с необходимостью установления СЗЗ.