1 октября
Вводится перечень трудноизвлекаемых полезных ископаемых, в отношении которых право пользования участком недр может предоставляться для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых
К таким видам полезных ископаемых относятся:
— нефть из конкретной залежи углеводородного сырья, отнесенной к баженовским, абалакским, хадумским или доманиковым продуктивным отложениям на основании утверждаемых Минприроды России по согласованию с Минфином России стратиграфических характеристик (система, отдел, горизонт, пласт) залежей углеводородного сырья для целей их отнесения к баженовским, абалакским, хадумским, доманиковым продуктивным отложениям в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых;
— сверхвязкая нефть, добываемая на участках недр, содержащих нефть вязкостью 10 000 мПа·с и более (в пластовых условиях) в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых.
(Постановление Правительства РФ от 19.09.2020 N 1499)
Предусматриваются особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях с/х назначения
Леса, расположенные на землях с/х назначения, подлежат освоению с соблюдением целевого назначения таких земель.
Использование, охрана, защита лесов, расположенных на землях с/х назначения, а также уход за такими лесами осуществляются правообладателями земельных участков из состава земель с/х назначения, на которых расположены леса.
Правообладатель до 1 октября 2022 года или со дня регистрации права на соответствующий земельный участок вправе направить уведомление об использовании лесов, расположенных на таком земельном участке, с указанием вида или видов использования лесов в орган государственной власти субъекта РФ, уполномоченный на обеспечение государственного управления агропромышленным комплексом субъекта РФ, а также в Россельхознадзор и Росреестр В случае направления такого уведомления наличие на 50% и более площади земельного участка зарастания древесно-кустарниковой растительностью не является признаком неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства РФ.
При осуществлении использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях с/х назначения, допускается сплошная и выборочная рубка лесных насаждений любой интенсивности и любого возраста при условии наличия в ЕГРН сведений о местоположении границ такого земельного участка.
При осуществлении рубок лесных насаждений при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, расположенных на землях с/х назначения не допускается ряд действий.
Лица, использующие леса, расположенные на землях с/х назначения, и правообладатели обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила ухода за лесами.
В лесах, расположенных на землях с/х назначения, запрещается проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов.
Правообладатели представляют в органы исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченные на обеспечение государственного управления агропромышленным комплексом субъекта РФ, сведения об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов.
(Постановление Правительства РФ от 21.09.2020 N 1509)
10 октября
Уточняется порядок государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр

Изменениями, внесенными в некоторые нормативные акты Правительства РФ, в частности, расширены полномочия Роснедр, конкретизирован порядок проведения государственной экспертизы представленных материалов в отношении общераспространенных полезных ископаемых, уточнена процедура рассмотрения заявок и принятия решений, сокращены сроки проведения экспертизы.

(Постановление Правительства РФ от 23.09.2020 N 1522; Письмо Роснедр от 08.10.2020 N ЕП-02−30/16 331)
7 октября
Уточняются особенности применения разрешительных режимов в отношении отдельных объектов государственной экологической экспертизы

- Реклама -
Вебинар внутри поста — copy
Речь идет о

— проектах нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти РФ (за исключением документов, относящихся к материалам, обосновывающим общий допустимый улов водных биологических ресурсов, а также его корректировки);

— проектах федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;

— материалах комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации.

В отношении указанных объектов в период с 6 апреля до 31 декабря 2020 года обсуждение объекта государственной экологической экспертизы и материалов оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе, с гражданами и общественными организациями (объединениями) проводится в срок не менее 10 рабочих дней со дня размещения на официальном сайте заказчика уведомления о проведении общественного обсуждения документации, в течение которого осуществляется ознакомление с документацией граждан и общественных организаций (объединений), прием от них замечаний и предложений к документации до проведения общественных слушаний, информирование граждан и общественных организаций (объединений) о проведении общественных слушаний путем размещения документации и информационных сообщений об их проведении на указанном сайте не менее чем за 3 календарных дня до даты проведения общественных слушаний и прием замечаний и предложений в течение не менее чем 5 календарных дней после окончания общественных слушаний.

(Постановление Правительства РФ от 24.09.2020 N 1544)
16 октября
Установлен перечень рекомендованных данных для формирования и представления пользователями водными биологическими ресурсами сведений о добыче (вылове) водных биологических ресурсов
Указанный перечень утвержден в целях формирования и направления в электронной форме пользователями водными биологическими ресурсами в территориальные управления Росрыболовства сведений о добыче (вылове) водных биологических ресурсов, представление которых предусмотрено правилами рыболовства для соответствующих рыбохозяйственных бассейнов.
Приведены рекомендуемые формы сведений о добыче (вылове) водных биологических ресурсов.
(Распоряжение Росрыболовства от 16.10.2020 N 75-р)
Срок переаттестации экспертов, привлекаемых Росприроднадзором к проведению федерального государственного экологического надзора и лицензионного контроля, срок действия свидетельств об аттестации которых заканчивается в период с 6 апреля до 31 декабря 2020 года, переносится на 12 месяцев
(Приказ Минприроды России от 09.09.2020 N 665)
22 октября
Неясность регулирования в вопросе предоставленного правообладателю земельного участка права выбрать вспомогательный вид разрешенного использования без дополнительных разрешений и согласований является основанием для признания такого регулирования не соответствующим Конституции РФ
Конституционный Суд РФ признал часть 1 статьи 8.8 КоАП РФ не соответствующей Конституции РФ постольку, поскольку неопределенность действующего регулирования в вопросе о том, обязан ли собственник (правообладатель) земельного участка в случае, когда он в дополнение к основному виду его разрешенного использования самостоятельно выбирает вспомогательный вид разрешенного использования, вносить в качестве условия правомерного осуществления вспомогательного вида разрешенного использования в ЕГРН сведения о таком использовании, создает неопределенность и в вопросе о возможности привлечения этого собственника (правообладателя) к административной ответственности за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием.
(Постановление Конституционного Суда РФ от 16.10.2020 N 42-П)
26 октября
Уточняется компетенция органов, осуществляющих государственный земельный надзор, по рассмотрению ряда дел об административных правонарушениях
Ранее дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.1, 7.34, частями 1, 3 и 4 статьи 8.8, статьей 10.9, статьей 10.10(за исключением судоходных гидротехнических сооружений и земель сельскохозяйственного назначения) КоАП РФ, рассматривались органами, осуществляющими государственный земельный надзор, кроме государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения.
Теперь дела об указанных правонарушениях рассматриваются органами, осуществляющими государственный земельный надзор, за исключением органа, осуществляющего указанный надзор в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Таким образом, исключение стало распространяться только на Россельхознадзор.
(Федеральный закон от 15.10.2020 N 319-ФЗ)
Изменяется правовое регулирование отдельных видов рыболовства
Федеральным законом от 15.10.2020 N 331-ФЗ:
— уточняется, что промышленное рыболовство во внутренних водном объекте осуществляется на основании договора пользования рыболовным участком, если такие участки сформированы в этом водном объекте;
— уточняется, что прибрежное рыболовство в морских водах осуществляется в границах рыбохозяйственного бассейна юридическими лицами или ИП, зарегистрированными в любом прибрежном субъекте РФ, к территории которого прилегают внутренние морские воды РФ и (или) территориальное море РФ, включенные в такой рыбохозяйственный бассейн, а в районах действия международных договоров — юридическими лицами или ИП, зарегистрированными в любом прибрежном субъекте РФ, к территории которого прилегают внутренние морские воды РФ и (или) территориальное море РФ;
— предусматривается, что квоты добычи (вылова) водных биоресурсов во внутренних водных объектах распределяются в том числе Росрыболовством;
— признается утратившим силу положение об утверждении примерной формы договора, на основании которого осуществляется переход права на добычу водных биоресурсов от одного лица другому;
— исключается требование о подаче заявления при выборе осуществления только промышленного рыболовства.
(Федеральный закон от 15.10.2020 N 331-ФЗ; Информация Росрыболовства)
30 октября
Установлен порядок подготовки, согласования и утверждения проектной документации на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых
Подготовка проектной документации предусматривает разработку методических подходов, технических и технологических решений, обеспечивающих выполнение условий пользования участком недр, рациональное комплексное использование и охрану недр, а также выполнение требований законодательства о недрах.
Подготовка проектной документации осуществляется пользователем недр или привлекаемой организацией в соответствии с правиламиподготовки проектной документации на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых.
Проектная документация до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию.
(Постановление Правительства РФ от 20.10.2020 N 1715)
1 ноября
Определены правовые и организационные основы установления и оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах
Речь идет о требованиях, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
По общему правилу акт Правительства РФ, федерального органа исполнительной власти или уполномоченной организации, содержащий обязательные требования, должен предусматривать срок его действия, который не может превышать 6 лет со дня его вступления в силу. По результатам оценки применения обязательных требований указанный срок может быть продлен не более чем на 6 лет.
Сформулированы принципы установления и оценки применения обязательных требований, а также условия установления обязательных требований.
Федеральные органы исполнительной власти в отношении принятых ими нормативных правовых актов дают официальные разъяснения обязательных требований исключительно в целях пояснения их содержания. Официальные разъяснения не могут устанавливать новые обязательные требования, а также изменять смысл обязательных требований и выходить за их пределы. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контрольные полномочия, обязаны руководствоваться официальными разъяснениями, а деятельность подконтрольных лиц и действия их работников, осуществляемые в соответствии с официальными разъяснениями, не могут квалифицироваться как нарушения.
Предусматривается возможность установления экспериментального правового режима, который предусматривает применение в течение определенного срока специального регулирования, в том числе полный или частичный отказ от применения определенной группой лиц или на определенной территории обязательных требований либо отказ от осуществления разрешительной деятельности.
Правительством РФ определены правила размещения и актуализации перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, на официальных сайтах органов государственной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитацию.
(Федеральный закон от 31.07.2020 N 247-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 22.10.2020 N 1722)
10 ноября
Скорректирована форма проверочного листа (списка контрольных вопросов), применяемая при осуществлении федерального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр
Изменения затрагивают перечень вопросов, отражающих содержание обязательных требований, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, составляющих предмет проверки, и направлены на приведение их в соответствии с действующей редакцией Закона РФ «О недрах».
В частности, в проверочный лист включен ряд новых вопросов, а отдельные вопросы исключены.
(Приказ Росприроднадзора от 31.08.2020 N 1080)
26 декабря
С 26 декабря 2020 года программа для ЭВМ, не прошедшая экспертизу в соответствии с Приказом Минприроды России от 20.11.2019 N 779, не может быть использована для расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе
(Приказ Минприроды России от 20.11.2019 N 779)
31 декабря
Истекает срок, в течение которого по общему правилу не проводились проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам МСП

(Федеральный закон от 01.04.2020 N 98-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 N 438; Приказы Ростехнадзора от 07.04.2020 N 149и от 27.05.2020 N 201, Приказ Росгидромета от 23.04.2020 N 156, Приказ ФМБА России от 14.04.2020 N 108, Приказ Роспатента от 08.04.2020 N 64; Письмо Генпрокуратуры России от 15.07.2020 N 40−11−2020, Письмо Минфина России от 29.04.2020 N 02−09−06/35 083; ИнформацияРосфинмониторинга, Информация Ростехнадзора)