В статье обсудим: основы применения обязательных требований, которые содержатся в нормативных правовых актах; «регуляторную гильотину» как инструмент реализации обязательных требований; изменения в системе охраны атмосферного воздуха в 2021 г., в том числе новые документы Роспотребнадзора.

1 ноября 2020 г. вступил в силу Федеральный закон «Об обязательных требованиях в Российской Федерации». Он определил основы установления в нормативных правовых актах требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и соблюдение которых оценивается в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений.

Основные положения Закона № 247-ФЗ следующие:

- Реклама -
Вебинар внутри поста — copy

▸ нормативные правовые акты, которые устанавливают обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении 90 дней после дня официального опубликования;

▸ нормативные правовые акты действуют без пересмотра не более 6 лет;

▸ если требования разных нормативных правовых актов противоречат друг другу, то применяется более юридически значимый документ, а если акты равнозначны, то выполняется требование любого из них на усмотрение лица, которое обязано их исполнять. При этом такое лицо не можете быть наказано за невыполнение требований второго документа;

▸ создается реестр обязательных требований, и органы надзора должны подготовить руководства по их соблюдению;
▸ федеральные органы исполнительной власти в отношении принятых ими нормативных правовых актов дают официальные разъяснения, которыми не могут устанавливаться новые обязательные требования и которые не могут выходить за пределы разъясняемых обязательных требований;
▸ органы, осуществляющие государственный надзор, обязаны руководствоваться официальными разъяснениями. Если хозяйствующий субъект действовал на основании официальных разъяснений, то он не может привлекаться к ответственности.

Согласно Закону No 247-ФЗ, до 1 января 2021 г. в соответствии с перечнем видов государственного контроля (надзора) должны быть отменены нормативные право- вые акты Правительства РФ, федеральных органов испол- нительной власти, а также правовые акты РСФСР и Союза ССР, содержащие обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государствен- ного контроля (надзора).

Независимо от того, признаны эти нормативные правовые акты утратившими силу, не действующими на территории РФ или отмененными, с 1 января 2021 г.:

▸ при осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в указанных актах, если они вступили в силу до 1 января 2020 г.;
▸ несоблюдение требований, содержащихся в указанных актах, не может являться основанием для привлечения к административной ответственности, если акты вступили в силу до 1 января 2020 г. — вне зависимости, были они отменены или нет.

Например, Росприроднадзор письмом от 23.10.2020 No СР-09−03−31/363 622 поручил своим территориальным органам при проверках выявлять как нарушения применение методик расчета выбросов, не включенных в формируемый Минприроды перечень, и привлекать нарушителей к административной ответственности. Вот только с 1 января 2021 г. при проверках не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, которые вступили в силу до 1 января 2020 г. Несоблюдение этих требований не может являться основанием для привлечения к административной ответственности — и это вне зависимости, были они отменены или нет.

Прочитать статью полностью

Документы