В Правительстве собираются разработать законопроект об экологическом аудите. По мнению экспертов, этот документ нужен, чтобы предупреждать техногенные катастрофы, избавить промышленников от штрафов и ликвидировать коррупцию в природоохране. Специалисты единодушно согласились с предложением Минприроды лицензировать аудиторские компании, но разошлись во мнениях, нужно ли делать негосударственные проверки обязательными.
По собственному желанию
Премьер-министр Михаил Мишустин 10 января утвердил план законопроектной деятельности Правительства на 2021 год. Есть там и пункт, по которому к июню Минприроды должно подготовить проект об экологическом аудите и экологической аудиторской деятельности, чтобы в сентябре уже внести документ в Госдуму.
Начиная с 2012 года, Минприроды уже пять раз разрабатывало разные версии такого закона, но ни одна из них не дошла до стадии рассмотрения в парламенте. На сегодня в законодательстве есть только определение экологического аудита. Процедура предполагает, что аудиторы проводят независимую, комплексную, документированную оценку соблюдения компаниями экологических требований, продиктованных российским законодательством и международными стандартами, и дают рекомендации, как исправить ошибки и улучшить деятельность. Но кто и как должен это делать, нигде не сказано.
На практике этим занимаются саморегулируемые аудиторские организации. Услуги заказывают сами предприятия, чаще всего крупные, работающие на международном рынке, чтобы убедиться, что все нормы соблюдаются, пояснила «Парламентской газете» вице-спикер Госдумы, член Комитета по экологии и охране окружающей среды Ольга Тимофеева.
Государственные же органы действуют иначе — проводят плановые проверки, например, выбросов предприятия в атмосферу. А прежде чем разрешить построить объект на особо охраняемой природной территории, проводят государственную экологическую экспертизу проекта.