Производители и импортеры товаров в отношении установленных Правительством РФ товаров и их упаковки обязаны представлять отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров (в том числе отходов от использования упаковки товаров). С 1 января 2021 г. действует новый порядок представления отчетности.

Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон № 89-ФЗ) [1] установлена обязанность производителей и импортеров товаров обеспечивать выполнение установленных Правительством РФ нормативов утилизации отходов от использования товаров (далее — норматив утилизации) и ежегодно представлять по установленной форме Отчетность о выполнении нормативов утилизации (далее — Отчетность).

Согласно пунктам 3, 4, 5 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ существуют следующие способы самостоятельного обеспечения выполнения нормативов утилизации:

- Реклама -
Вебинар внутри поста — copy
  • непосредственно самим производителем товаров, импортером товаров путем организации собственных объектов по утилизации отходов от использования товаров;
  • заключение договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, с индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов) (далее — лица, осуществляющие утилизацию отходов);
  • заключение договора с созданной производителями товаров, импортерами товаров ассоциацией для целей обеспечения выполнения нормативов утилизации (далее — ассоциация);
  • заключение договора с публично-правовой компаний «Российский экологический оператор» (далее — ППК «РЭО»).

Обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации считается исполненной:

  • со дня представления Отчетности, подтверждающей выполнение нормативов утилизации;
  • со дня уплаты экологического сбора.

На производителей и импортеров товаров обязанность обеспечивать выполнение нормативов утилизации распространяется с момента первичной реализации на территории РФ товаров в отношении товаров и упаковки товаров, включенных в Перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств (далее — Перечень).

Ранее правила представления Отчетности регулировались постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 № 1342 (далее — Постановление № 1342 [2])1. На период с 1 января 2021 г. до 1 января 2022 г. вместо старого порядка постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 № 2010 утверждена новая редакция Правил представления производителями товаров, импортерами товаров Отчетности (далее соответственно — Постановление № 2010, Правила).

Применительно к отчетному периоду за 2020 год при подаче Отчетности необходимо руководствоваться Перечнем, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р (далее — Распоряжение № 2970-р) [6]2.

На период с 1 января 2021 г. до 1 января 2022 г. действуют перечни товаров и упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденные распоряжением Правительства РФ от 31.12.2020 № 3721-р (далее — Распоряжение № 3721-р) [7]. Данные перечни были приняты всего на один год в связи с планируемой реформой механизмов РОП и экологического сбора3.

Нормативы утилизации на 2020 г. утверждены распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2971-р [7], на 2021 г. — распоряжением Правительства РФ от 31.12.2020 № 3722-р [8]. Значения нормативов утилизации на 2020 г. колеблются в диапазоне от 10 до 45%. На 2021 г. нормативы установлены на уровне, аналогичном предыдущему году (при этом для отдельно выделенной группы № 45 «Упаковка из комбинированных материалов» норматив утилизации на 2021 г. определен в размере 20%).

Норматив утилизации показывает, какое количество определенного вида товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, от общего количества выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ, нужно утилизировать.

Необходимость приложения к Отчетности каких-либо подтверждающих документов отсутствует. В то же время такие документы могут быть запрошены Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами при осуществлении контроля за выполнением установленных нормативов утилизации. Так, согласно пункту 14 Правил, производитель товаров, импортер товаров, ассоциация, ППК «РЭО» обязаны представить по запросу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ее территориальных органов) копии заключенных договоров и копии актов утилизации отходов в течение 10 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса. При подаче отчетности в электронном виде копии документов также представляются в электронном виде (заверенные простой электронной подписью). В случае подачи Отчетности на бумажном носителе копии документов заверяются подписью руководителя юридического лица или лица, уполномоченного на осуществление действий от имени юридического лица, либо подписью физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, и печатью (при ее наличии).

Постановлением № 2010 Правила дополнены новой нормой, согласно которой в целях подтверждения представленных производителем товаров, импортером товаров, ассоциацией, ППК «РЭО» в составе Отчетности сведений Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (ее территориальный орган) вправе запросить необходимую для контроля информацию у федеральных органов исполнительной власти, в распоряжении которых находятся эти сведения, а также у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, с которыми производителем товаров или импортером товаров заключен договор на утилизацию отходов от использования товаров, в том числе информацию о наличии соответствующих мощностей оборудования для утилизации отходов от использования товаров (пункт 19 Правил). Организации, осуществляющие утилизацию отходов от использования товаров, должны представить требуемую информацию в 30-дневный срок.

При выявлении при проведении проверки Отчетности в полученных документах ошибок и (или) противоречий либо выявлении несоответствия сведений, представленных производителем товаров, импортером товаров, ассоциацией, ППК «РЭО», информации, имеющейся у Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ее территориальных органов) (в том числе информации, полученной при декларировании количества выпущенных товаров, упаковки товаров, при осуществлении контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения экологического сбора, при осуществлении федерального государственного экологического надзора), составляется акт о проведении контрольных мероприятий за выполнением установленных нормативов утилизации. В акте содержится требование о представлении Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (ее территориальным органам) в течение 10 рабочих дней со дня получения такого требования обоснованных пояснений, касающихся Отчетности, и (или) о внесении в нее изменений для устранения выявленных при контроле фактов.

Производитель товаров, импортер товаров, ассоциация, ППК «РЭО» вправе не согласиться с полученным требованием и направить в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (ее территориальные органы) копии документов, подтверждающих обоснованность сведений, представленных в Отчетности, а также пояснения относительно причин противоречия/несоответствия сведений.

Общие положения об Отчетности

Отчетный период — календарный год.

В случае начала осуществления хозяйственной и иной деятельности производителем товаров или импортером товаров в течение отчетного календарного года отчетный период исчисляется с даты государственной регистрации физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, или государственной регистрации юридического лица, которые являются производителями товаров или импортерами товаров.

Срок представления декларации - до 1 апреля года, следующего за отчетным годом.

Отчетность представляется:

а) производителями товаров в отношении:

  • товаров, произведенных на территории РФ;
  • упаковки товаров, произведенных на территории РФ;

б) импортерами товаров в отношении:

  • товаров, ввезенных из государств — членов Евразийского экономического союза;
  • товаров, импортированных из третьих стран в РФ и прошедших соответствующие таможенные операции;
  • упаковки товаров, ввезенных из государств — членов Евразийского экономического союза;
  • упаковки товаров, импортированных из третьих стран в РФ и прошедших соответствующие таможенные операции;

в) ассоциацией, ППК «РЭО», если с ними заключены соответствующие договоры, в отношении:

  • товаров, произведенных на территории РФ;
  • упаковки товаров, произведенных на территории РФ;
  • товаров, ввезенных из государств — членов Евразийского экономического союза;
  • товаров, импортированных из третьих стран в РФ и прошедших соответствующие таможенные операции;
  • упаковки товаров, ввезенных из государств — членов Евразийского экономического союза;
  • упаковки товаров, импортированных из третьих стран в РФ и прошедших соответствующие таможенные операции.

При создании ассоциации или вступлении в нее нужно учитывать, что в случае неисполнения или частичного исполнения ассоциацией обязательств по утилизации отходов от использования товаров, которые переданы ей производителем товаров, импортером товаров в соответствии с заключенным договором, обязательства производителя товаров, импортера товаров признаются не переданными в объеме не исполненных ассоциацией обязательств. Аналогичная норма действует для договоров с ППК «РЭО».

При представлении Отчетности ассоциацией (ППК «РЭО») форма Отчетности заполняется в отношении каждого производителя товаров, импортера товаров, с которым был заключен соответствующий договор. В новой редакции Правил, утвержденной Постановлением № 2010, предусмотрено, что при заполнении информации в «шапке» документа ассоциация, ППК «РЭО» указывают наряду со своим наименованием также ИНН, ОГРН, адрес места нахождения юридического лица и сведения о договорах и актах, указанных в пункте 94 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ (в редакции, утвержденной Постановлением № 1342, необходимо было указывать организационно-правовую форму и свое наименование).

Способы подачи Отчетности:

а) в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, посредством информационно-телекоммуникационных сетей с использованием программных средств государственной информационной системы учета отходов от использования товаров (далее — система учета отходов).

Датой приема отчетности в форме электронного документа считается дата ее отправления через электронные сервисы системы учета отходов.

При подаче Отчетности в электронном виде дополнительное представление отчетности на бумажном носителе не требуется;

б) в случае отсутствия возможности подачи отчетности в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, — на бумажном носителе в одном экземпляре с обязательным представлением копии на электронном носителе, сформированной с использованием электронных сервисов системы учета отходов.

В новой редакции Правил (по сравнению с версией, утвержденной Постановлением № 1342), расширилось число способов передачи бумажного варианта Отчетности. Теперь она может быть представлена не только посредством почтового отправления (с описью вложения и уведомлением о вручении) либо лично, а еще и через представителя или курьера.

Отчетность предоставляется:

  • производителями товаров — в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту государственной регистрации производителя;
  • импортерами товаров, ассоциациями, ППК «РЭО», лицами, являющимися одновременно производителями и импортерами товаров, — в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (г. Москва, ул. Б. Грузинская, д.4/6).

Датой приема Отчетности на бумажном носителе считается дата уведомления о вручении при направлении посредством почтового отправления) либо дата проставления отметки о получении Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (ее территориальным органом) при представлении лично, а также через представителя или курьера.

Состав и заполнение Отчетности

Форма Отчетности включает два раздела:

  • раздел I «Общие сведения», в котором указывается информация о производителе товаров, импортере товаров (включая их наименование, адрес, учетные данные, контактную информацию);
  • раздел II «Информация о товарах и упаковке товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств».

Раздел II состоит из двух таблиц. В таблицу 1 «Информация о товарах (без упаковки товаров)» и таблицу 2 «Информация об упаковке товаров» раздела II формы Отчетности включаются только те группы товаров, группы упаковки товаров и товары, упаковка товаров, в отношении которых у производителя товаров, импортера товаров возникает обязанность по обеспечению утилизации отходов от использования товаров.

По каждой позиции (наименованию товара, упаковки) заполняется отдельная строка. В позициях Отчетности, не подлежащих заполнению, ставится прочерк.

При составлении Отчетности не учитываются товары и упаковка товаров, которые вывозятся из Российской Федерации.

Таблицы раздела II формы Отчетности заполняются на основе информации, указанной в Декларации, поданной за год, предшествующий отчетному периоду.

В таблице 1 раздела II формы производители товаров заполняют графы 2 и 3, а графы 4 и 5 не заполняют. Импортеры товаров не заполняют графы 2 и 3, а в графах 4 и 5 указывают наименование и код по каждому товару по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС), утвержденной решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54.

Графы 4−7 таблицы 2 раздела II формы заполняются при наличии возможности у производителя товаров, импортера товаров идентифицировать упаковку товаров по одной из классификаций:

  • технического регламента Таможенного союза «О безопасности упаковки» (решение Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 № 769);
  • Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034−2014 (КПЕС 2008) (утвержден приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст).

Количество товаров, упаковки товаров, количество отходов от использования товаров указываются для каждого товара, упаковки товаров в килограммах, округленных до целого числа по математическим правилам округления.

Количество готовых товаров, упаковки, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации в отчетный период (графы 6 и 8), указывается на основании данных об общем количестве товаров, выпущенных производителями, импортерами товаров для внутреннего потребления на территории России за год, предшествующий отчетному периоду. Эти данные содержатся в Декларации.

В графах 7 и 9 обеих таблиц для соответствующего вида товара, упаковки проставляются нормативы в относительных единицах.

Количество товаров, подлежащих утилизации в отчетный период, при производстве которых не использовалось вторичное сырье (графа 9), определяется путем умножения количества товаров, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, за год, предшествующий отчетному периоду, на норматив утилизации (данные графы 6 умножаются на данные графы 7). Для упаковки графа 10 определяется путем умножения количества упаковки, выпущенной в обращение на территории Российской Федерации, за год, предшествующий отчетному периоду, на норматив утилизации (данные графы 8 умножаются на данные графы 9).

Графы 8 и 10 заполняются только в случае, если при производстве товаров, упаковки не использовалось вторичное сырье (при этом в графах 9−12, 11−14 ставится прочерк). Если при производстве вида товаров, упаковки, по которым заполняется строка, использовалось вторичное сырье, то заполняются графы 9−12, 11−14, а в графах 8 и 10 ставится прочерк.

Итоговое количество товаров, в том числе упаковки как готового товара, подлежащих утилизации в отчетный период (графа 13 таблицы 1), определяется путем суммирования количества товаров, в том числе упаковки как готового товара, при производстве которых не использовалось вторичное сырье, подлежащих утилизации в отчетный период (графа 8), и количества упаковки как готового товара, при производстве которой использовалось вторичное сырье, подлежащей утилизации в отчетный период (графа 12).

Итоговое количество упаковки товаров, подлежащей утилизации в отчетный период (графа 15 таблицы 2), определяется путем суммирования количества упаковки товаров, при производстве которой не использовалось вторичное сырье (графа 10), подлежащей утилизации в отчетный период, и количества упаковки товаров, при производстве которой использовалось вторичное сырье, подлежащей утилизации в отчетный период, с учетом понижающего коэффициента (графа 14). Либо по строкам, если вторичное сырье не использовалось, указываются сведения из графы 10.

Количество отходов от использования товаров, утилизированных (переданных на утилизацию) в отчетный период, и количество отходов от использования товаров (в части упаковки товаров), утилизированных (переданных на утилизацию) в отчетный период (графы 14 и 16), указываются на основании сведений, содержащихся в актах утилизации отходов от использования товаров, упаковки.

Количество отходов от использования товаров, в том числе упаковки как готового товара (графа 15), и количество отходов от использования товаров в части упаковки товаров (графа 17), утилизированных и (или) переданных на утилизацию в предыдущий отчетный период сверх норматива утилизации, указываются на основании сведений, содержащихся в Отчетности за предыдущий отчетный период.

Итоговое количество отходов от использования товаров, в том числе упаковки как готового товара, утилизированных и (или) переданных на утилизацию, засчитываемых в отчетный период (графа 16), и итоговое количество отходов от использования товаров (в части упаковки товаров), утилизированных и (или) переданных на утилизацию, засчитываемых в отчетный период (графа 18), определяется путем суммирования сведений граф 14 и 15 таблицы 1 и граф 16 и 17 таблицы 2.

При перевыполнении норматива утилизации заполняются графы 17 и 19, определяемые как разница данных граф 16 и 13 и данных граф 18 и 15. Если норматив утилизации не был достигнут, то у производителя, импортера товаров возникает обязанность уплатить экологический сбор5. В этом случае заполняются графы 18 и 20, где приводится количество отходов от использования товаров, упаковки, за которое необходимо уплатить экологический сбор. Оно определяется как разница граф 13 и 16 таблицы 1 или разница граф 15 и 18 таблицы 2.

Обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации может быть исполнена на территории Российской Федерации вне зависимости от того, в каком субъекте Российской Федерации осуществляется деятельность данных производителя, импортера товаров.

Норматив утилизации может быть выполнен за счет утилизации любых отходов от использования товаров, входящих в одну или несколько групп товаров, групп упаковки товаров в соответствии с Перечнем, при условии аналогичного назначения таких товаров, такой упаковки товаров и (или) аналогичного способа обработки отходов от их использования (далее — взаимозаменяемые товары и упаковка).

Взаимозаменяемыми товарами и упаковкой являются те, которые имеют одинаковое цифровое обозначение в графе «Категория товаров аналогичного назначения и (или) аналогичного способа обработки отходов от их использования» Перечня (см. таблицу).

Таблица. Примеры взаимозаменяемых товаров и упаковки

Наименование взаимозаменяемых товаров, упаковки товаров Перечень, утвержденный Распоряжением № 2970-р Перечень, утвержденный Распоряжением № 3721-р
Номер группы товаров/ упаковки Номер категории товаров/ упаковки аналогичного назначения и (или) аналогичного способа обработки отходов от их использования Номер группы товаров Номер категории товаров/ упаковки аналогичного назначения и (или) аналогичного способа обработки отходов от их использования
Взаимозаменяемые товары
бытовые посудомоечные машины группа № 42 «Приборы бытовые электрические» 27 группа № 36 «Приборы бытовые электрические» -6
бытовые газовые плиты группа № 43 «Приборы бытовые неэлектрические» 27 группа № 37 «Приборы бытовые неэлектрические» -6
Взаимозаменяемая упаковка
ящики и коробки из гофрированной бумаги или гофрированного картона группа № 10 «Бумага и картон гофрированные, тара из гофрированной бумаги и картона» 4 группа № 9 «Бумага и картон гофрированные, тара из гофрированной бумаги и картона» 4
упаковка из гофрированного картона группа № 50 4 группа № 46 4

Так же, как и в форме Декларации, в таблицах 1 и 2 раздела II формы Отчетности предусмотрена графа «Примечание» (графы 20 таблицы 1 и 22 таблицы 2). Она заполняется в обязательном порядке в случае, если норматив утилизации выполняется за счет утилизации отходов от использования взаимозаменяемых товаров и упаковки. В графе в свободной форме даются пояснения, позволяющие соотнести товар и упаковку товара, подлежащие утилизации, с утилизируемыми взаимозаменяемыми товарами и упаковкой. В иных случаях графа заполняется при необходимости (на усмотрение производителя товара, импортера товара, ассоциации в случае необходимости предоставления разъяснений, дополнений и др.).

Выполнение нормативов утилизации подтверждается:

  • договорами — в случае, если выполнение нормативов утилизации обеспечивается путем заключения договоров с лицами, осуществляющими утилизацию отходов, либо через ассоциацию (ППК «РЭО»);
  • актами утилизации отходов от использования товаров.

Акт утилизации отходов от использования товаров — документ, подтверждающий факт утилизации отходов от использования товаров (отходов, образовавшихся после утраты товарами, упаковкой товаров полностью или частично своих потребительских свойств), содержащий информацию, необходимую для такого подтверждения. Акт утилизации отходов от использования товаров может быть как односторонним (в случае, если обеспечение выполнения нормативов утилизации осуществляется непосредственно самими производителем товаров, импортером товаров путем организации собственных объектов по утилизации отходов от использования товаров), так и двухсторонним (в случае, если обеспечение выполнения нормативов утилизации осуществляется через ассоциацию (ППК «РЭО») или путем заключения договоров с лицами, осуществляющими утилизацию отходов). При этом законодательно не запрещено использование многостороннего акта утилизации отходов от использования товаров.

Акты приема-передачи отходов на утилизацию не являются документом, подтверждающим выполнение нормативов утилизации.

Формы актов утилизации отходов от использования товаров в настоящее время не утверждены. В 2016 г. Федеральная служба в сфере природопользования разработала рекомендуемые формы актов утилизации отходов от использования товаров7, которые можно использовать и сегодня. Они предусматривают включение в акт информации о наименовании производителя товаров, импортера товаров, его адресе, учетных данных (идентификационный номер налогоплательщика, данные документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом/индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр юридических лиц/Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и др.), контактной информации, информации об организации, осуществившей утилизацию отходов от использования товаров, о количестве утилизированных отходов от использования товаров с указанием их наименований, кодов по Федеральному классификационному каталогу отходов, соотнесенной с группами товаров (упаковки товаров), о нормативно-технической документации, о произведенной в процессе утилизации товарной продукции (при ее наличии), о примененных технологиях.

Копии актов утилизации отходов от использования товаров прилагать к Отчетности не требуется. В то же время в таблицах 1 и 2 раздела II формы Отчетности в графе «Сведения о документах, подтверждающих утилизацию (передачу отходов на утилизацию)» (графы 19 и 21 соответственно) необходимо привести следующие сведения:

  • при организации собственных объектов по утилизации отходов от использования товаров, включая отходы от использования упаковки товаров, непосредственно самими производителями товаров, импортерами товаров — реквизиты (номер, дата) актов утилизации отходов от использования товаров;
  • при заключении договоров с лицами, осуществляющими утилизацию отходов — наименование такого лица, реквизиты (номер, дата) договоров с такими лицами и актов утилизации отходов от использования товаров;
  • при создании или вступлении в ассоциацию — наименование ассоциации и реквизиты (номер, дата) договора с ней (в случае, если отчетность предоставляется не от имени ассоциации), наименование лица, осуществляющего утилизацию отходов, реквизиты (номер, дата) договоров с лицами, осуществляющими утилизацию отходов, и реквизиты (номер, дата) актов утилизации отходов;
  • при заключении договора с ППК «РЭО» — наименование лица, осуществляющего утилизацию отходов, реквизиты (номер, дата) договоров с лицами, осуществляющими утилизацию отходов, и реквизиты (номер, дата) актов утилизации отходов.

В случае если в отношении одного и того же наименования товара, упаковки товара обеспечение выполнения нормативов утилизации осуществлялось производителями товаров, импортерами товаров, ассоциацией, ППК «РЭО» путем заключения договоров с различными лицами, осуществляющими утилизацию отходов, в графе указывается каждое лицо, осуществляющее утилизацию отходов (в виде нескольких строк для одного и того же товара, одной и той же упаковки товара).

Пример

Отчетность за 2020 г. представляется в 2021 г. (до 1 апреля) с использованием в ней данных о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, включенных в Перечень, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ, из Декларации за 2019 г. и с применением нормативов утилизации, установленных на 2020 г.

При перевыполнении производителем, импортером товаров в предыдущем календарном году нормативов утилизации такие нормативы в текущем календарном году уменьшаются на разницу между фактическими показателями утилизации отходов от использования товаров и установленными нормативами утилизации. Однако указанная норма не действует для тех, кто осуществляет уплату экологического сбора8. Таким образом, если компания в отчетном периоде выполнила норматив утилизации по выпускаемому ею товару (и при этом в предшествующем отчетном периоде она перевыполнила норматив утилизации по этому товару), а по упаковке такого товара — недовыполнила, то она не может в отношении товара в отчетном году зачесть перевыполнение норматива утилизации товара, произошедшее в году, предшествующему отчетному, поскольку обязана осуществить уплату экологического сбора за отчетный период в отношении упаковки товара.

Информация о количестве отходов от использования товаров, утилизированных (переданных на утилизацию) в отчетный период сверх нормативов утилизации вносится в Отчетность за отчетный год и учитывается при заполнении Отчетности за последующий отчетный период.

В случае, если упаковка, подлежащая утилизации, произведена из вторичного сырья, к нормативу применяется понижающий коэффициент, рассчитываемый как разница между единицей и долей вторичного сырья, использованного при производстве указанной упаковки (выраженной в относительных единицах). Понижающий коэффициент рассчитывается как в отношении упаковки товаров, так и в отношении упаковки как готового товара. Он применим, только если производитель товаров, импортер товаров не уплачивают экологический сбор7, а достигают установленные нормативы утилизации.

Таким образом, в случае невыполнения производителем товаров, импортером товаров нормативов утилизации (полностью или частично) и уплаты экологического сбора хотя бы по одной из групп товаров, групп упаковки товаров, льготы в виде возможности учета в Отчетности информации о перевыполненных нормативах утилизации и возможности применения к нормативам утилизации понижающего коэффициента не применяются9.

В случае недостижения нормативов утилизации рассчитывается количество отходов от использования товаров (в том числе отходов от использования упаковки товаров), за которые необходимо уплатить экологический сбор, определяемое путем вычитания из итогового количества товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации в отчетный период, итогового количества отходов от использования товаров (в том числе отходов от использования упаковки товаров), утилизированных и (или) переданных на утилизацию, засчитываемых в отчетный период (соответствующая информация заносится по товарам — в графу 18 таблицы 1, по упаковке товаров — в графу 20 таблицы 2 раздела II формы Отчетности).

Пример

Компания производит и продает куриные яйца, поставляя их в картонной таре. За 2019 г. общий вес тары, реализованной вместе с товаром, составил 7 150 кг. Упаковку идентифицируем по разделу II Перечня, утвержденного Распоряжением № 2970-р, по материалу на основе данных, предоставленных производителем тары для яиц, и относим ее к группе № 51 (упаковка из бумаги и негофрированного картона). Норматив утилизации по этой группе на 2019 г. составляет 20%, то есть в течение 2020 г. нужно было утилизировать 1 430 кг (7150 * 0,2). Однако производитель тары для яиц предоставил информацию о том, что при ее производстве было использовано вторсырье, доля которого составила 20%, значит, в случае самостоятельной утилизации можно будет применить понижающий коэффициент и достаточно утилизировать не 1 430, а 1 144 кг упаковки (7150 * 0,2 * (1 — 0,2)). В 2020 г. компания заключила договор с фирмой, занимающейся утилизацией отходов от использования товаров, которая утилизировала 1 720 кг отходов картона (негофрированного), предоставив акт утилизации отходов от использования товаров.

В Отчетности за 2020 г. расчет количества упаковки товаров, произведенной из вторичного сырья и подлежащей утилизации в отчетный период, при заполнении таблицы 2 раздела II формы Отчетности будет следующий: 7 150 кг (количество упаковки товаров, произведенной из вторичного сырья, в отношении которого возникает обязанность обеспечивать выполнение нормативов утилизации, графа 9) * 0,2 (норматив утилизации, графа 7) * (1 — 0,2 (понижающий коэффициент)) = 1 144 кг (итоговое количество упаковки товаров, подлежащей утилизации в отчетный период, графа 13). Количество отходов от использования товаров (в части упаковки товаров), утилизированных (переданных на утилизацию) в отчетный период (графа 14) будет равно 1 720 кг. Количество отходов от использования товаров (в части упаковки товаров), утилизированных (переданных на утилизацию) в отчетный период сверх норматива утилизации (графа 17) = 576 кг (1720 — 1144). С учетом перевыполнения нормативов утилизации количество отходов от использования товаров (в части упаковки товаров), за которые за 2020 г. необходимо уплатить экологический сбор, будет равно нулю.

Предположим, что в 2020 г. у компании объем продаж не изменился, и за 2020 г. общий вес тары, реализованной вместе с товаром, составил 7 150 кг. Норматив утилизации упаковки из негофрированного картона на 2021 г. составляет, так же, как и в предыдущем году, 20%, то есть в течение 2021 г. нужно будет утилизировать 1 430 кг (7150 * 0,2). Поскольку поставщик упаковки тот же, она по-прежнему на 20% состоит из вторичного сырья. Соответственно, за счет понижающего коэффициента объем, обязательный к утилизации, можно уменьшить до 1 144 кг (7150 * 0,2 * (1 — 0,2)). В Отчетности за 2021 г. в графе 15 «Количество отходов от использования товаров, утилизированных (переданных на утилизацию) в предыдущий отчетный период сверх норматива утилизации» таблицы 2 раздела II формы Отчетности нужно будет проставить 576 кг (из Отчетности за 2020 г.), и эта величина пойдет в зачет выполнения норматива утилизации (в случае достижения нормативов утилизации), то есть вместо 1 144 кг компании достаточно обеспечить утилизацию 568 кг (1144 — 576).

Ответственность за непредставление Отчетности

Производители товаров, импортеры товаров, ассоциации, ППК «РЭО» обязаны обеспечивать полноту и достоверность сведений, указанных в Отчетности.

За непредставление (несвоевременное представление) Отчетности, а также за представление недостоверных сведений в Отчетности производители товаров, импортеры товаров, ассоциации, ППК «РЭО» несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8.5.1 Кодекса об административных правонарушениях:

  • непредставление или несвоевременное представление Отчетности влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от семидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей;
  • представление Отчетности в неполном объеме либо отчетности, содержащей недостоверные сведения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее ста тысяч рублей; на юридических лиц — в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее двухсот пятидесяти тысяч рублей.

Литература

  1. Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
  2. Постановление Правительства РФ от 08.12.2015 № 1342 «Об утверждении Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров».
  3. Постановление Правительства РФ от 03.12.2020 № 2010 «Об утверждении Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров».
  4. Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 № 1496 «О признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства РФ, об отмене некоторых нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного экологического надзора».
  5. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р об утверждении перечня товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств.
  6. Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 № 3721-р об утверждении перечней товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств.
  7. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2017 № 2971-р об утверждении нормативов утилизации отходов от использования товаров на 2018−2020 годы.
  8. Распоряжение Правительства РФ об утверждении нормативов утилизации отходов от использования товаров на 2021 год от 31.12.2020 № 3722-р.
  9. Концепция совершенствования института расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки (утверждена Заместителем Председателя Правительства РФ В. В. Абрамченко 28.12.2020 № 12 888п-П11).

[1] Указанный акт с 1 января 2021 г. утратил силу на основании постановления Правительства РФ от 18.09.2020 № 1496 [4].

[2] Указанное распоряжение Правительства РФ с 1 января 2021 г. утратило силу на основании постановления Правительства РФ от 18.09.2020 № 1496 [4].

[3] Реформирование указанных механизмов будет осуществляться в соответствии с Концепцией совершенствования института расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки [8].

[4] Вероятно, законодатель имел ввиду пункт 9.1 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ.

[5] Статья 24.5 Закона № 89-ФЗ.

[6] Распоряжение № 3721-р не устанавливает взаимозаменяемость по данным товарным позициям (в настоящее время готовятся изменения в него, касающиеся установления взаимозаменяемости в том числе по данным товарам).

[7]Письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 15.12.2016 № АС-10−01−36/25 460.

[8] В соответствии с пунктом 15 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ.

[9]Минприроды России разъясняет требования к отчетности производителей и импортеров товаров за отчетный 2018 год // Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. URL: www.mnr.gov.ru/activity/directions/otvetstvennost_proizvoditelya_i_importera_tovarov_po_utilizatsii_otkhodov/minprirody_rossii_razyasnyaet_trebovaniya_k_otchetnosti_proizvoditeley_i_importerov_tovarov_za_otche/?sphrase_id=143 192 (дата обращения: 04.04.2019).