Национальный проект «Экология», как и остальные такие проекты, — это инструмент для достижения национальных целей. Например, сохранения здоровья и благополучия, увеличения продолжительности жизни населения (к 2030 г. до 78 лет), повышения качества городской среды (в полтора раза), создания устойчивой системы обращения с отходами и проч. Но проект недостаточно качественно подготовлен и, даже если все его мероприятия будут выполнены, к достижению поставленных целей это не приведет, констатирует Счетная палата в Годовом отчете за 2020 г.

Проект «Чистый воздух» должен к 2024 г. снизить загрязнение воздуха в промышленных центрах, в том числе более чем на 20% уменьшить выбросы загрязняющих веществ в 12 наиболее загрязненных городах, попавших в проект. Но снижать надо не загрязняющие выбросы вообще, а выбросы конкретных веществ, из-за которых складывается высокий и очень высокий уровень загрязнения, отмечает Счетная палата. Иначе цель недостижима.

Пока уровень загрязнения воздуха снизился в семи из этих городов, а в пяти — не изменился, констатировал Росгидромет в отчете за 2019 г. (в сравнении с базовым 2017 годом; впрочем, отвечает за измерение воздуха и выполнение проекта Росприроднадзор). Наибольший вклад в загрязнение воздуха внесли среднегодовые концентрации бенз (а)пирена и взвешенных веществ (пыли), диоксида азота, формальдегида, аммиака, оксида углерода и фторида водорода, перечисляет Росгидромет.

- Реклама -
Вебинар внутри поста — copy

Впрочем, в 133 населенных пунктах России среднегодовая концентрация хотя бы одного загрязняющего вещества кратно превысила предельно допустимую (ПДК, уровень, который считается относительно безопасным). В них живет 50,6 млн человек.

Не оправдал пока себя и проект «Оздоровление Волги», констатирует Счетная палата. Пока он тоже не решает задачу улучшения состояния реки. Причины — слабая подготовка и недостаточное управление проектом, считают аудиторы.

Качество воды на наиболее неблагоприятном участке Рыбинского водохранилища, ниже Череповца, находящегося под влиянием сточных вод предприятий (ПАО «Северсталь», АО «Апатит», МУП «Водоканал»), характеризовалось как «грязная» (в 2017—2018 гг. была «очень грязная»), по данным Росгидромета. Волга ниже Нижнего Новгорода «загрязненная» (это немного лучше). Такое же состояние (от «загрязненной» до «грязной») практически у всей реки.

На мероприятия по сокращению сброса загрязненных сточных вод в 3 раза приходится основная доля финансового обеспечения проекта (72,6%), пишет Счетная палата. Всего на проект запланировано выделить 123 млрд руб. (86 млрд руб. из федерального бюджета, 25 млрд руб. — внебюджетные источники, остальное должны дать регионы). Однако снижение объемов загрязненных сточных вод более чем в 2 раза с 90-х гг. существенно не повлияло на качество воды, замечает аудитор.

Так происходит, поскольку помимо стоков из очистных сооружений в реку попадает загрязненная вода с поверхности — грязь смывается с городов или сельхозземель (так называемые диффузные стоки), отмечает Счетная палата. Федеральным проектом предусмотрена разработка концепции по снижению диффузного загрязнения, однако иные мероприятия по этой проблеме отсутствуют, недоволен аудитор. Концепция уже разработана, отмечает Минприроды в докладе за 2019 г., ею занимался Институт водных проблем РАН. Он разработал и рекомендации мероприятий для снижения воздействия этих стоков на Волгу, а также создал прототип автоматизированной системы поддержки принятия решений в области снижения диффузного загрязнения водных объектов (на примере девяти пилотных объектов в бассейне р. Волги).

Мусорная реформа опирается на проект «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами». Он тоже с задачей не справляется, а его параметры требуют пересмотра, констатирует Счетная палата.

Так, в проекте нет мер по предотвращению и сокращению образования отходов. Например, стимулирования населения использовать многооборотные товары, тару и упаковку. Отсутствуют и мероприятия по раздельному сбору отходов. Установленные в проекте целевые результаты и показатели недостаточно увязаны между собой, а их значения не были согласованы с регионами. В результате значительная их часть (42%) не подтвердила возможность их выполнения и не заключила с Минприроды соглашения о реализации региональных проектов.

Уровень переработки отходов не превышает 7%, а более 90% по-прежнему направляется на свалки и полигоны. При этом мощность официальных полигонов практически на исходе.

Система организации лесоустройства неэффективна и не позволяет обеспечить государство и общество актуальной и достоверной информацией о состоянии лесного ресурса страны (не обеспечена актуализация 84% сведений о лесах на площади 967 млн га).

И даже к борьбе с лесными пожарами у госаудитора есть претензии. Проанализировав расходы на оснащение регионов лесопожарной техникой, Счетная палата выяснила, что на выделенные в 2019—2020 гг. 9,6 млрд руб. регионы смогли приобрести более 18 000 единиц лесопожарной техники и оборудования. Однако, по мнению Счетной палаты, эти меры не гарантируют кардинального решения проблемы лесных пожаров — закупленную технику возможно использовать только на 16,6% площади лесного фонда, в зоне «наземного» тушения пожаров.