Минприроды внесло в правительство проект поправок к закону об отходах и нормативным актам, устанавливающий понятия вторичных материальных ресурсов (ВМР) и вторсырья, а также уточняет право собственности на коммунальные отходы — его предлагается передать региональным операторам. Хотя авторы документа полагают, что он обеспечит развитие использования вторсырья, эксперты считают, что документ слабый и направлен на решение частных вопросов.
Минприроды внесло в Белый дом законопроект (есть у «Ъ»), который 16 марта вице-премьер Виктория Абрамченко называла «инициативой о вторичных материальных ресурсах как новой сущности» и обещала «в ближайшее время» направить в Госдуму. Поправки разработаны в рамках «дорожной карты» по введению раздельного накопления и сбора твердых коммунальных отходов (ТКО). Формально разработчик — Минприроды, но, по данным «Ъ», основной автор проекта — ППК «Российский экологический оператор». В пояснительной записке отмечается, что документ «направлен на развитие системы обращения» с ВМР.
Для этого авторы вводят понятия ВМР (отходы, которые могут использоваться для получения вторсырья) и самого вторсырья как товара.
ВМР предлагается регулировать законодательством об отходах, а второе — промышленным.
Правила обращения с ВМР должно определить правительство, они потребуют составления информационно-технических справочников таких ресурсов. Однако попадание в них промышленных отходов, в том числе вскрышных пород и шлаков, чего ранее добивался Минпромторг, может превратить промышленные полигоны в «склады вторичных ресурсов». «Видимо, Минприроды тщательно просчитало эти риски и знает, как будет предотвращать такие попытки», — говорит замглавы экологического комитета «Деловой России» Наталья Беляева.
Еще одно новшество — передача права собственности на все ТКО регоператорам.
Они, в свою очередь, должны передавать права на ВМР переработчикам, что стимулирует тех извлекать из ВМР максимум полезных составляющих и инвестировать в переработку (вопрос платы при этом не описан — однако безвозмездная передача ВМР может создать регоператорам «бумажный» убыток и потребовать компенсации). Из документа следует, что даже если другой оператор поставил на площадке свой контейнер для раздельного сбора отходов, то ВМР в нем автоматически становятся собственностью регоператоров. Эксперты отмечают, что последнее не только противоречит текущему законодательству, но и логике Гражданского кодекса.
«Законопроект… вносит еще большую путаницу в терминологию и в систему управления отходами. Кроме явного лоббирования интересов регоператоров, в нем ничего нет», — говорит руководитель лаборатории по исследованию финансовых, управленческих и технологических основ экономики замкнутого цикла РАНХиГС Содном Будатаров. По его словам, вторсырье — не «продукция», как пишут авторы законопроекта. «Смысл этого термина в отграничении от „первичного сырья“. Присваивая вторсырью статус „продукции“, они превращают его в „товар“, по сути, еще глубже хоронят отрасль вторичной переработки, что является экономической ошибкой и противоречит поручению президента по скорейшему переходу к экономике замкнутого цикла», — убежден эксперт.
С ним соглашается партнер EY, руководитель отдела услуг в области устойчивого развития в Центральной, Восточной, Юго-Восточной Европе и Центральной Азии Артем Ларин, отмечая, что трактовать предложенные определения однозначно не получается. «Оценить реальный эффект сокращения объемов ТКО текст не позволяет», — говорит он, добавляя, что принятие поправок повлечет за собой дополнительные затраты участников отрасли.
В Белом доме «Ъ» заверили, что законопроект будет доработан в аппарате правительства.
- Реклама -
Вебинар внутри поста — copy