Инвентаризация объектов НВОС. Вносятся изменения в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и статью 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе»

1421
 

Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и статью 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе» (далее — законопроект) подготовлен во исполнение подпункта «ч» пункта 6 перечня поручений Президента Российской Федерации от 24.10.2020 № Пр-1726ГС по итогам расширенного заседания президиума Государственного совета и поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Абрамченко от 11.03.2021 № ВА-П11−3368.

По данным регионов на территории Российской Федерации выявлено 1929 объектов накопленного вреда окружающей среде (далее — соответственно объект НВОС, НВОС), при этом точное количество объектов НВОС пока неизвестно, кроме того, отсутствует достоверная информация о степени опасности воздействия таких объектов на здоровье граждан и продолжительность их жизни.

В связи с этим, а также в рамках реализации проекта (инициативы) «Генеральная уборка» стратегии «Экология — основа для жизни» (далее — инициатива) законопроектом предусмотрено осуществление инвентаризации объектов НВОС посредством выявления таких объектов на территориях и акваториях, их обследования и оценки.

- Реклама -
Вебинар внутри поста — copy

Так, полномочиями по выявлению объектов НВОС наделяются органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления.

На основании данных выявления объектов НВОС федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере природопользования (далее — Росприроднадзор), будет осуществлять обследование и оценку объектов НВОС, за исключением оценки воздействия объектов НВОС на здоровье граждан и продолжительность их жизни, кроме этого, законопроектом предоставляется право органам государственной власти субъектов Российской Федерации или органам местного самоуправления по согласованию с Росприроднадзором проводить обследование и оценку, за исключением оценки воздействия объектов НВОС на здоровье граждан и продолжительность их жизни.

В целях проведения категорирования объектов НВОС, с учетом оценки степени их воздействия на здоровье граждан и продолжительность их жизни, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, по согласованию с Росприроднадзором будет осуществлять оценку воздействия объектов НВОС на здоровье граждан и продолжительность их жизни и по результатам данной оценки подготавливать заключение.

Поскольку существующие методики, используемые для оценки воздействия ОНВОС, не учитывают воздействие на здоровье граждан и продолжительность жизни, законопроектом предусмотрена разработка и утверждение Роспотребнадзором методики оценки воздействия объектов накопленного вреда окружающей среде на здоровье граждан и продолжительность их жизни, в том числе, с возможностью экспресс-оценки.

Для целей проведения инвентаризации объектов НВОС и оценки их воздействия на здоровье граждан и продолжительность их жизни инициативой предусмотрено выделение средств в размере 7 073 814,1 тыс. руб., из них дополнительно из федерального бюджета — 7 073 814,1 тыс. руб., в том числе:

2022 год — 2 476 897,1 тыс. руб.;

2023 год — 2 455 654,4 тыс. руб.;

2024 год — 2 141 262,7 тыс. руб.

В связи с тем, что законодательством Российской Федерации не урегулирован вопрос проверки достоверности сметной стоимости работ по ликвидации НВОС,

что приводит к необоснованным тратам бюджетных средств, законопроектом предусмотрено установление федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в области охраны окружающей среды, порядка проверки достоверности сметной стоимости работ по ликвидации НВОС и размера платы за проведение такой проверки.

В соответствии с законопроектом проверка достоверности сметной стоимости проводится на основе нормативов сметной стоимости технологических решений, материалов и оборудования, применяемых для ликвидации НВОС (далее — нормативы сметной стоимости), Росприроднадзором или подведомственными указанному органу государственными учреждениями.

Также, законопроектом Росприроднадзор наделяется полномочиями по установлению нормативов сметной стоимости.

Кроме того, при проведении проверки достоверности сметной стоимости работ по ликвидации НВОС, законопроектом предусмотрена возможность использования утвержденных сметных нормативов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов.

Поскольку в настоящее время разработчиками проектной документации используются избыточные технологические решения, материалы и оборудование (далее — технологические решения), приводящие к значительному удорожанию работ, законопроектом предусмотрен двухлетний период для формирования Росприроднадзором базового перечня технологических решений, применяемых для проведения работ по ликвидации НВОС.

Таким образом, в соответствии с законопроектом органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, Минприроды России, в случае, если проведение работ по ликвидации НВОС планируется осуществлять с привлечением средств федерального бюджета, для проведения работ по ликвидации НВОС при разработке проекта по ликвидации ОНВОС руководствуются указанным перечнем технологических решений.

Также, законопроектом предусмотрено наделение Росприроднадзора полномочиями по мониторингу реализуемых работ по ликвидации НВОС в целях определения соответствия их природоохранным требованиям, а также проекту таких работ, и участию в приемке работ по ликвидации НВОС.

Кроме того, законопроект предусматривает внесение изменений

в Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»

в части включения в перечень объектов федерального уровня, подлежащих ГЭЭ, проекта работ по ликвидации объектов НВОС.

Документы