Вопрос:

В этом году компания установила санитарно-защитную зону (5 класс опасности, материальные склады). В проекте в программе контроля указаны 30 дней исследования на каждый ингредиент в определенных точках + 4 раза в год (день/ночь) по шуму. Эти исследования были проведены в этом году (протоколы имеются).

Вопрос 1. Нужно ли в этом году проводить дополнительные замеры/расчеты в рамках контроля СЗЗ?

- Реклама -
Вебинар внутри поста — copy

Вопрос 2. Является ли программа контроля обязательной к ежегодному контролю или нужно составлять отдельный план-график для ежегодного контроля? Какие вещества (и/или шум) нужно включить в данную программу и с какой периодичностью? (В составе проекта указаны только 30 дней исследования + 4 раза в год (день/ночь) по шуму).

Вопрос 3. Может ли контроль в рамках соблюдения нормативов допустимых выбросов в составе ППЭК являться одновременно и контролем для СЗЗ? Можно ли все эти замеры (расчеты) объединить в один план-график и выполнять контроль результаты которого можно будет учитывать и для контроля выполнения нормативов выбросов, и в рамках ПЭК и для контроля СЗЗ?

Ответ:

Контроль на границе СЗЗ включается в программу производственного контроля за соблюдением санитарных требований. Производственный контроль осуществляется в соответствии с СП 1.1.1058−01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее — СП 1.1.1058−01).

Согласно п. 2.6. СП 1.1.1058−01 программа (план) производственного контроля составляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем до начала осуществления деятельности, а для осуществляющих деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей — не позднее трех месяцев со дня введения в действие настоящих санитарных правил без ограничения срока действия. Необходимые изменения, дополнения в программу (план) производственного контроля вносятся при изменении вида деятельности, технологии производства, других существенных изменениях деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, влияющих на санитарно-эпидемиологическую обстановку и (либо) создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения. Никаких других указаний про сроки СП 1.1.1058−01 не содержит.

Согласно п. 2.8. СП 1.1.1058−01 юридические лица и индивидуальные предприниматели представляют информацию о результатах производственного контроля по запросам органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

В ходе разработки программы контроля за соблюдением санитарных правил хозяйствующему субъекту необходимо определить номенклатуру, объем и периодичность лабораторных исследований и испытаний с учетом санитарно-эпидемиологической характеристики производства, наличия вредных производственных факторов, степени их влияния на здоровье человека и среду его обитания.

Вместе с тем согласно п. 6.2 СП 1.1.1058−01 органы, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, без взимания платы с юридических и физических лиц по их обращениям обязаны предоставить информацию о государственных санитарно-эпидемиологических правилах, гигиенических нормативах, методах и методиках контроля факторов среды обитания человека, которые должны быть в наличии на объекте, и о перечне химических веществ, биологических, физических и иных факторов, в отношении которых необходима организация лабораторных исследований и испытаний, с указанием точек, в которых осуществляются отбор проб, лабораторные исследования и испытания, периодичности отбора проб и проведения лабораторных исследований и испытаний.

Следовательно, точки контроля в СЗЗ, а также перечень контролируемых веществ и периодичность натурных исследований может быть определен соответствующим территориальным органом Роспотребнадзора при запросе от хозяйствующего субъекта без материальных затрат.

Согласно п. 73. СанПиН 2.1.3684−21 Хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие источники воздействия, обязаны в т. ч. в целях подтверждения соблюдения гигиенических нормативов обеспечивать проведение лабораторных исследований на границе санитарно-защитной зоны с учётом характеристик производственных процессов и метеорологических характеристик окружающей среды в объеме и с периодичностью, определенными программой производственного контроля. При осуществлении производственного контроля за уровнями загрязнения атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны должны применяться правила отбора проб (образцов) и методы их исследований (испытаний) и измерений, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Дополнительно можно ознакомиться со следующими документами:

ГОСТ 17.2.3.01−86. Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов.

РД 52.04.186−89 Руководство по контролю загрязнения атмосферы.

Исходя из всего выше сказанного, я бы обратилась в соответствующее Территориальное отделение Роспотребнадзора за соответствующим разъяснением относительно того, нужно ли в этом году проводить вам соответствующие замеры и какие именно.

Что касается вопроса, может ли контроль в рамках соблюдения нормативов допустимых выбросов в составе ППЭК являться одновременно и контролем для СЗЗ, то нет не может, это разные виды контроля и замеры проводятся на разных объектах, в первом случае на ИЗАВ и устанавливается соответствие нормативам, во втором случае в определенных точках максимальной концентрации ЗВ на границы жилой зоны или других особых территорий.

Вы можете объединить все эти замеры (расчеты) в один внутренний план-график для упрощения организации проведения данных замеров, но в рамках ПЭК у Вас должен быть свой график, соответствующий приказу МПР № 74, и в рамках производственного контроля свой.