До недавнего времени обстоятельством, позволяющим не проводить мероприятия по уменьшению выбросов в периоды НМУ, являлось ненаступление НМУ. Дело в том, что законодательство не содержало положений освобождающих каких-либо владельцев источников выбросов от обязанности проведения указанных мероприятий.

Хотя существовали мнения о том, что:

1) мероприятия в периоды НМУ могут не проводиться на отдельных объектах (объектах определенной категории);

- Реклама -
Вебинар внутри поста — copy

2) отсутствие необходимости проведения мероприятий в периоды НМУ может быть «закреплено» проектом нормативов ПДВ (т.е. в утвержденном проекте нормативов ПДВ может быть указано, что проводить мероприятия не требуется, при наличии положительного СЭЗ на проект и выданного на основании проекта разрешения, это условие «бетонировалось» и возводилось в ранг нормы-дозволения).

Однако и тот, и другой подход принципиально расходились с законодательными требованиями к проведению мероприятий по уменьшению выбросов в периоды НМУ.

Обоснование часто строилось на следующих доводах:

1) РД 52.04.52−85 «Методические указания. Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях» предусматривает, что предприятия, не включенные в перечень объектов, получающих предупреждения о возможных неблагоприятных метеорологических условиях по согласованию с МЦГМС, мероприятия по сокращению выбросов в периоды НМУ не разрабатывают.

2) проект ПДВ «закрывает» вопрос планирования мероприятий в периоды НМУ, так как в нем содержится специальный раздел, посвященных этим вопросам [некоторые проекты ПДВ на практике даже содержали положения, в соответствии с которыми на конкретном предприятии нецелесообразно проведение мероприятий по уменьшению выбросов в периоды НМУ].

Тем не менее, надо понимать, что, во-первых, РД 52.04.52−85 не содержит обязательных требований; может применяться лишь в части, не противоречащей ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»; носит рекомендательный характер и, соответственно, не имеет юридической силы при решении спорных вопросов.

Во-вторых, наличие каких-либо разделов проекта ПДВ, посвященных мероприятиям по уменьшению выбросов в периоды НМУ (или вопросу о целесообразности проведения таких мероприятий), не освобождает владельцев стационарных источников от необходимости соблюдения законодательных положений.

Главное, что здесь необходимо учитывать:

1) применительно к периоду до 01.11.2019 г. — закон предусматривал «всеобщую» необходимость применения пункта 3 статьи 19 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (есть источники выбросов — есть обязанность по проведению согласованных мероприятий по уменьшению выбросов в периоды НМУ).

2) начиная с 01.11.2019 г. ситуация изменилась. Теперь обязанность по проведению мероприятий в периоды НМУ возложена не на всех владельцев источников выбросов, а только на тех их них, которые осуществляют деятельность на объектах I-III категорий.

На объектах IV категории мероприятия по снижению выбросов в периоды НМУ могут не проводиться, а, следовательно, в отношении таких объектов не требуется разрабатывать и согласовывать планы мероприятий по уменьшению выбросов в периоды НМУ.

В то же время одно обстоятельство осталось неизменным — какие-либо разделы проектов ПДВ, в том числе утвержденных, не заменяют согласованные в установленном порядке мероприятия.