1 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ, который в народе уже стали называть «Новый закон о проверках». В соответствии с данным законом появились новые виды контроля: выездное обследование, мониторинговая закупка, инспекционный визит, выборочный контроль, а так же возможность проверяющему задавать вопросы и в режиме онлайн. По Новому ФЗ проведут проверки, которые запланировали в 2020 году, но которые начались или начнутся после первого июля 2021 года. По правилам Закона № 294-ФЗ, который действовал до вступления в силу нового Федерального закона № 248-ФЗ проведут проверки, которые не завершили до 01.07.2021 г. Типовые формы документов, используемые контрольным органом есть в приказе Минэкономразвития России от 31.03.2021 N 151 «О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом».

Условно, вышеуказанные контрольные мероприятия можно разделить на две группы:

1.мероприятия со взаимодействием с контролируемым лицом: контрольная закупка, мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная проверка, выездная проверка.

- Реклама -
Вебинар внутри поста — copy

2.мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом: наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование

Не все виды проверок попадают под действие нового закона: под новые правила не попадают, например, налоговые, таможенные, валютные проверки, проверки закупок по законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ, в сфере корпоративных отношений в АО. Эти проверки проведут по специальным нормативным актам (ч. 4, 5 ст. 2 Закона № 248-ФЗ). По новым правилам проведут пожарную, санитарную и трудовую проверки, надзор в сфере образования и лицензионный контроль, конечно это касается и проверок, связанных с негативным воздействием на окружающую среду (ч. 4, 5 ст. 2 Закона № 248-ФЗ).Для лицензионного контроля новые правила действуют при проведении плановых и внеплановых проверок, при этом лицензирующий орган не будет планово проверять организацию, если она периодически подтверждает, что ее деятельность соответствует лицензионным требованиям (ч. 3 ст. 2 Закона № 248-ФЗ).

В свете вышеизложенного возникает вопрос, в каком случае могут контролирующие (надзорные) инстанции пойти с проверкой к контролируемому лицу? Вот здесь и кроется сама суть нового закона! Как и раньше, проверяющие придут с плановыми и внеплановыми проверками, а вот какое мероприятие и как часто проводить, они определят на основе риск-ориентированного подхода: плановые проверки проведут на основе категорий риска, которые будут присваивается контролируемому лицу в соответствии со ст. 23 № 248-ФЗ от 31.07.2020 г, а внеплановые — на основе индикаторов риска. Индикаторы риска по видам контроля утверждают контрольные ведомства, указанные в новом Федеральном законе (ч. 10 ст. 23, ч. 1 ст. 65 Закона № 248-ФЗ)Категории риска предприятию присвоят контролирующие органы. Законодатель установил шесть категорий риска. Конкретные виды и периодичность проверок для каждой категории риска можно будет посмотреть в положениях контролирующих ведомств. Если организации не присвоили категорию риска, планово проверять ее не будут (ч. 5 ст. 3, ч. 1 ст. 23, ч. 3 ст. 24, ч. 2−6 ст. 25 Закона № 248-ФЗ), зато предприятие подвергнется внеплановой проверке. Чтобы узнать свою категорию риска, необходимо направить запрос в контролирующий орган. Сотрудник такого органа обязан дать ответ в течение 15 рабочих дней. В ответе должны указать категорию риска и сведения, которые они учитывали, когда присваивали конкретную категорию риска. (п. 13 Правил, утв. постановлением Правительства от 17.08.2016 № 806, далее — Правила). Для присвоения категории риска необходимы 2 параметра, величины которых определены в сертификате подтверждающем повышенный необходимый уровень безопасности, охраняемых законом ценностей (пп.5,п.7,ст.23 № 248-ФЗ):

  1. общее количество критериев добросовестности;
  2. критерии добросовестности, характеризующие вероятность несоблюдения на объекте обязательных требований безопасности.

Получение сертификата, подтверждающего повышенный необходимый уровень безопасности охраняемых законом ценностей и заключение договора страхования рисков причинения ущерба (п. 7, ст. 23, № 248-ФЗ) для предприятий, имеющих объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду не только необходимое условие законодателя для присвоения категории риска, но и жизненная необходимость, так как при прохождении как плановой так и внеплановой проверок, иных видах контроля, в соответствии с новым законом предприятиям необходимо иметь в юридически закрепленном документе перечень отклонений от обязательных требований, на которые и будут ориентироваться все контролирующие (надзорные)инстанции.

Как указанно в № 248-ФЗ, контролируемое лицо имеет право получить заключение о соответствии обязательным требованиям, вправе заказать платную проверку у независимых аккредитованных организаций. Если проверка покажет, что нарушений нет, организация получит заключение. Пока заключение действует, плановых проверок не будет (ч. 3 ст. 54 Закона № 248-ФЗ), но в настоящее время в РФ пока еще нет таких аккредитованных организаций! Каких проверок получится избежать с помощью независимой оценки, пока не известно. Правила должны закрепить в отдельных законах по разным видам проверок. В них пропишут срок действия заключения и возможные исключения, когда независимая оценка от плановой проверки организацию не защитит. Также должны создать реестр аккредитованных независимых компаний.

В тоже время в РФ имеется несколько организаций, которые уполномоченные системой добровольной сертификации выдавать сертификат соответствия, подтверждающий необходимый уровень безопасности охраняемых законом ценностей, согласно № 248-ФЗ. И мы являемся такой организацией. К сертификату орган по сертификации должен выдать акт соответствия, где регистрируются отклонения от обязательных требований. Безусловно хорошо, если появятся аккредитованные организации, которые будут выдавать независимые заключения о соответствии обязательным требованиям, но они не смогут выдать сертификат, подтверждающий повышенный необходимый уровень безопасности охраняемых законом ценностей, соответственно их заключение не станет тем обязательным для судьи доказательством, которое может лечь в материалы судебного дела, в отличие от указанного сертификата и акта соответсвия к нему.

Предприятие имеет возможность не согласиться с присвоенной ему категорией риска и подать заявление в контролирующий орган, чтобы снизить категорию риска. К заявлению необходимо приложить подтверждающие требования предприятия документы (ч. 6 ст. 24 Закона № 248-ФЗ, п. 17, 19 Правил).Внеплановую проверку проведут, если есть основание, указанные в части 1 статьи 66 Закона № 248-ФЗ. Внеплановые проверки инспекторы проведут только после согласования с прокуратурой, если организация причинила вред жизни и здоровью граждан, попала под параметры индикатора риска или отклонилась от них. В остальных случаях и при документарной проверке согласие прокуратуры контролерам не нужно (ч. 7 ст. 25, ст. 58−64, ч. 1, 2 ст. 66, ч. 9 ст. 72 Закона № 248-ФЗ).Проверяющие могут провести без предупреждения контрольную и мониторинговую закупку, выборочный контроль, инспекционный визит. О выездной проверке они должны сообщить не позднее, чем за 24 часа до ее начала. Если проверяющие получат информацию об угрозе жизни и здоровью граждан, то придут с внеплановым визитом в течение 24 часов. В этом случае организацию они могут не уведомить (ч. 12 ст. 66 Закона № 248-ФЗ).

Благодаря «новому закону» с 1 июля 2021 года при плановых и внеплановых проверках инспекторы вправе применять семь способов контроля с участием организации. Раньше было только четыре. Так, проверяющие могут не только провести выездную или документарную проверку, но и прийти с инспекционным визитом, выборочным контролем и мониторинговой закупкой. Конкретные виды мероприятий каждый контрольный орган определит в своем положении. Например при инспекционном визите проверяющие за один рабочий день проверят предприятие по месту деятельности или объекту контроля. О визите предприятие специально не уведомят, так как информацию об ожидаемой проверке предприятие сможет найти в новом реестре проверок. В ходе визита проверяющий вправе осмотреть помещения, истребовать документы, опросить сотрудников, взять с них письменные объяснения. В тоже время при данном виде контроля проверяющий не сможет отобрать пробы, назначить экспертизу, эксперимент или испытания. По «Новому закону» проверку проверяющие смогут провести и в формате онлайн, в том числе с помощью средств аудио- и видеосвязи, например по Skypе (ст. 70 Закона № 248-ФЗ). В 2021 году проверяющие вправе прийти с инспекционным визитом вместо плановой выездной проверки. Правило действует, если проверка начнется после 30 июня 2021 года. В этом случае о проверке руководитель узнает за 10 рабочих дней (п. 1, 3 постановления Правительства от 30.11.2020 № 1969).

На выборочный контроль проверяющий приедет без уведомления. В рамках проверки проведут инструментальное обследование или отбор проб образцов продукции, чтобы подтвердить ее безопасность и качество. Например, проверить могут организации, которые хранят или реализуют товары. Точного срока проверки нет. У проверяющих есть столько времени, сколько нужно, чтобы изъять пробы и провести экспертизу. И если при инспекционном контроле поверяющие не имеют права брать пробы или назначать экспертизу, то здесь наоборот, эти действия проверяющие при данном виде контроля обязаны провести. Отбор проб они должны провести при руководителе или уполномоченном представителе организации, также проверяющие могут для проведения выборочного контроля привлечь независимых экспертов.

При мониторинговая закупке проверяющий придет без предварительного уведомления, купит товар, закажет работу, услугу. Наоборот, проверяющий покажет представителю организации удостоверение и копию решения о проверке уже после произведенной закупки… Протокол составят на месте и направят продукцию, результаты работ или услуг на инструментальное обследование, испытание или экспертизу. При проверке инспектор вправе проводить фотосъемку, видео- и аудиозапись (ст. 68 Закона № 248-ФЗ).

Теперь у проверяющих появилось два бесконтактных способа, чтобы узнать, что происходит на предприятии. При этом она о такой проверке даже не узнает. К таким мероприятиям относится мониторинг безопасности и выездное обследование:

Мониторинг безопасности. В этом случает проверяющие без визита на предприятие проверят, соблюдает ли оно законодательство. Для этого проверяющие предварительно готовясь к мониторингу запросит сведения из государственных и муниципальных баз, а также с базы по межведомственному взаимодействию. Если найдет нарушения, то проверяющий придет с внеплановой проверкой, направит предостережение или выдаст предписание (ст. 74 Закона № 248-ФЗ).

Выездное обследование. В этом случае проверяющий внешне осмотрит общедоступные объекты на предмет нарушений. Если выявит признаки нарушений, может сразу провести контрольную закупку, если это позволяет положение о виде контроля (ст. 75 Закона № 248-ФЗ).

С 1 июля увеличилось и количество профилактических мероприятий. Раньше их было четыре, а теперь стало семь. Законодатели добавили такие меры стимулирования добросовестности, как самообследование и профилактический визит. Такие мероприятия проверяющие могут провести только с согласия или по инициативе организации. Проверяющие вправе собрать сведения, которые отнесут деятельность организации к одной из категорий риска. Если во время визита проверяющий увидит явную непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, сразу обязан об этом факте сообщить своему руководителю. После этого проверяющий придет уже с проверкой. Для организаций от значительного до чрезвычайно высокого риска, а также для тех, кто только начинает работать, законодатели предусмотрели обязательные профилактические визиты. О таком визите проверяющие уведомят предприятие за пять рабочих дней. В то же время предприятие в этом случае вправе отказаться, о чем необходимо уведомить проверяющих не позднее чем за три рабочих дня до начала мероприятия (ст. 52 Закона № 248-ФЗ).

В № 248-ФЗ четко расписаны полномочия проверяющих. Теперь по каждому виду проверки для проверяющих есть ограниченный перечень полномочий: осмотр, досмотр, опрос, получение письменных объяснений, истребование документов, отбор проб, инструментальное обследование, испытание, экспертиза и эксперимент (ч. 1 ст. 65 Закона № 44-ФЗ).

Приложение1.Плановые проверки:

Категории риска Классы (категории) опасности Особенности проведения плановых проверок
для федерального государственного контроля (надзора) для регионального государственного контроля (надзора)
Чрезвычайно высокий риск 1 класс плановая проверка проводится 1 раз в период, установленный положением о виде федерального государственного контроля (надзора) или положением о лицензировании конкретного вида деятельности плановая проверка проводится 1 раз в год
Высокий риск 2 класс плановая проверка проводится 1 раз в 2 года
Значительный риск 3 класс плановая проверка проводится 1 раз в 3 года
Средний риск 4 класс плановая проверка проводится не чаще 1 раза в период, установленный положением о виде федерального государственного контроля (надзора) или положением о лицензировании конкретного вида деятельности плановая проверка проводится не чаще 1 раза в 4 года и не реже 1 раза в 5 лет
Умеренный риск 5 класс плановая проверка проводится не чаще 1 раза в 6 лет и не реже 1 раза в 8 лет
Низкий риск 6 класс плановые проверки не проводятся

Приложение2. Внеплановая проверка

Какое основание Норма Закона № 248-ФЗ
Проверяющие получили сведения о причинении или угрозе вреда по итогам проверки без участия организации или от граждан, организаций, СМИ или органов власти Пункт 1 части 1 статьи 57, статьи 58−60, часть 12 статьи 66
Организация попала под параметры индикатора риска или отклонилась от них Пункт 1 части 1 статьи 57
Проверяющие получили поручение Президента или Правительства Пункт 3 части 1 статьи 57, статья 62
Проверяющие получили требование прокурора Пункт 4 части 1 статьи 57, статья 63
Истек срок исполнения решения по предыдущей проверке Пункт 5 части 1 статьи 57
Наступило событие из программы проверок Пункт 6 части 1 статьи 57

ООО «Юстициан»:

— Экологическая экспертиза, экологический аудит, разработка ОВОС, лицензия на недропользования, на отходы;

— Экологическая государственная экспертиза;

— Консультирование по экологической, промышленной (энергетической), пожарной безопасности;

—  Имеет эксклюзивное право — является Центральным Органом Системы (ЦОС) добровольной сертификации РОСС RU. З781.04ОВС0, по правилам которой выдается Сертификат соответствия добровольной системы сертификации, подтверждающий повышенный необходимый уровень безопасности охраняемых законом ценностей (пп.5, п. 7, ст. 23 248-ФЗ от 31.07.2020 г.).

— Юридическая защита от неправомерных действий контролирующих (надзорных) органов;

тел. +7 (999) 910-79-29 / e-mail: eco@yustician.ru / сайт: http://yustician.ru/eco

115 091, г. Москва, Большая Тульская дом 10, строение 1, Бизнес центр «Серпуховской двор», офис 1410