Предмет спора: о признании предписания РПН незаконным

Суть спора: 28.09.2020 по результатам проверки, проведённой Сибирским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в отношении публичного акционерного общества ПЕРВАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ было вынесено предписание № А-1082-в об устранении выявленных нарушений.

ПАО ПЕРВАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ предписано устранить следующие нарушения:

- Реклама -
Вебинар внутри поста — copy

— выбросы метана от стационарного источника 0022 в действующем ПДВ и в разрешении на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 21.06.2018 № 47/2018 не учтены, допущено нарушение пункта 2 статьи 12, статьи 30 федерального закона «Об охране атмосферного воздуха»,

— выбросы метана от стационарного источника 0049 в действующем ПДВ и в разрешении на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 21.06.2018 № 47/2018 не учтены, допущено нарушение пункта 2 статьи 12, статьи 30 федерального закона «Об охране атмосферного воздуха».

По мнению инспектора РПН, выявленный при проведении лабораторных исследований выбросов в атмосферный воздух метана подлежит нормированию в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 № 1316, в связи с чем ПАО ПЕРВАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ в отношении стационарных источников 0022 и 0049 необходимо внести изменений в действующей ПДВ, а также в разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Решение суда: признать предписание РПН недействительным

Фабула дела: Нормативы выбросов для ПАО ПЕРВАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ установлены действующим проектом ПДВ, на которое получено санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (СанПиН 2.1.6.1032−01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населённых мест»).

В приложении к санитарно-эпидемиологическому заключению указано о нормировании метана и смеси углеводородов предельных С1-С5 (по метану), то есть с учётом в составе смеси метана.

Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух выдано Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому Федеральному округу от 16.05.2018 № 47/2018. В составе Разрешения в пункте 16 отдельно пронормирован метан, в пункте 17 смесь углеводородов предельных С1-С5.

Согласно ПНД Ф 13.1:2:3.23 (ФР.1.31.2015.20 483) в состав вещества «смесь предельных углеводородов С1-С5» входят такие вещества как метан, этан, пропан, изо-бутан, бутан, пентан, изо-пентан.

Именно такой состав смеси предельных углеводородов С1-С5 был зафиксирован в протоколе отбора проб, указан в наименовании определяемого показателя «массовые концентрации углеводородов предельных С1-С5 (метана, этана, пропана, бутана, изо-бутана, пентана, изо-пентана)» в протоколе испытаний промышленных выбросов.

Вещество «смесь предельных углеводородов С1-С5» является смесью группы веществ «предельные углеводороды С1-С5».

В этой связи для источников 0022 и 0049 является допустимым выброс смеси метана, этана, пропана, бутана, изо-бутана, пентана, изо-пентана в связи с особенностью физико-химического состава данной смеси.

Как поясняет заявитель, в исходно-разрешительной документации ПАО ПЕРВАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ учтён выброс веществ из группы «предельные углеводороды С1-С5» в неопределённой (различной) пропорции метана, этана, пропана, бутана, изо-бутана, пентана, изо-пентана.

Учёт и контроль выбросов в атмосферный воздух от стационарных источников осуществляется публичным акционерным обществом ПЕРВАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ путём инструментальных измерений массовой концентрации требуемых веществ.

Утверждённой и применяемой методикой анализа массовой концентрации вещества «смесь предельных углеводородов С1-С5» ПНД Ф 13.1:2:3.23 (ФР. 1.31.2015.20 483) является проведение газовой хроматографии исследуемого образца (выброса газов).

Получение итоговых данных о массовой концентрации «смеси предельных углеводородов С1-С5» осуществляется путём суммирования значений массовой концентрации отдельных углеводородов — метана, этана, пропана, бутана, изо-бутана, пентана, изо-пентана.

То есть получение данных с помощью газовой хроматографии о массовой концентрации смеси ПУ С1-С5 является невозможным без получения данных по метану.

Таким образом, учёт выбросов вещества «смесь предельных углеводородов С1-С5» в обязательном порядке включает в себя учёт выбросов вещества метан, что было сделано публичным акционерным обществом ПЕРВАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ в действующем проекте ПДВ и в разрешении на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Соответственно, выявленные нарушения (отсутствие нормирования метана) в отношении источников 0022 и 0049 таковыми не являются.

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в письме от 10.10.2019 № 12−50/12 483-ОГ сообщило, что в настоящее время осуществляет формирование Перечня методик расчёта выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками на основании пункта 3 Правил разработки и утверждения методик расчёта выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2016 № 422, в соответствии с Порядком формирования и ведения Перечня, утверждённым Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 23.10.2018 № 341; совместно с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и научными учреждениями прорабатывается вопрос по включению в Перечень ряда разработанных ранее и применяющихся в настоящее время на предприятиях методик расчёта выбросов загрязняющих веществ; рассматриваются заявки юридических и физических лиц на включение в Перечень методик расчёта выбросов, разработанных после вступления в силу Правил. Таким образом, в настоящее время Перечень находится на стадии формирования. При этом, как отмечает Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, даже после включения всех необходимых методик расчёта выбросов в Перечень данный Перечень нельзя будет считать закрытым ввиду непрерывного развития отраслей промышленности, которое, в свою очередь, требует актуализации существующих или разработки новых методик расчёта выбросов.

До включения в Перечень соответствующей методики расчёта выбросов на предприятиях определённой отрасли промышленности для определения выбросов загрязняющих веществ Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации полагает возможным использовать в части, не противоречащей законодательству, методики, рекомендованные АО НИИ Атмосфера, Санкт-Петербург.

АО НИИ Атмосфера является организацией, осуществляющей нормативно-методическое и научное обеспечение воздухоохранной деятельности в Российской Федерации, долгое время являлось научным учреждением, подведомственным Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору. В 2009 году ФГУП «НИИ Атмосфера» было преобразовано в открытое акционерное общество (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.04.2007 № 543-р). В 2015 году ОАО «НИИ Атмосфера» переименовано в АО «НИИ Атмосфера».

Судом установлено, что ПАО ПЕРВАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ осуществляет выбросы загрязняющих веществ на основании разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 21.06.2018 № 47/2018, выданного на основании нормативов ПДВ от стационарных источников выбросов, утверждённых приказом РПН от 06.12.2017 № 745 с учётом изменений в приказ об установлении нормативов ПДВ от 16.05.2018 № 280.

Фактические замеры от источников выбросов были произведены при проведении проверки, результаты замеров сторонами не оспариваются.

С полученными результатами публичное акционерное общество ПЕРВАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ обратилось к ООО «ПРОМЭКОПРОЕКТ», основным видом деятельности которого является разработка природоохранных проектов, с целью определения пределов допустимого содержания метана в смеси выбросов из проверяемых источников 0022, 0049.

Согласно ответу ООО «ПРОМЭКОПРОЕКТ» по результатам лабораторных исследований содержание метана в смеси по источнику 0022 составляет 1, 3 — 2, 1 мг/м куб., по источнику 0049 составляет 1, 5 — 2, 5 мг/м куб.

Такое количество метана, определённое инструментальным путём при проверке РПН в источниках 0022, 0049, не значительно, концентрации примерно соизмеримы с концентрацией метана, присутствующего в атмосферном воздухе. Максимальный вклад источников в загрязнение атмосферы ничтожно мал, составляет 0, 3 ПДК и не оказывает влияния на загрязнение атмосферы. Максимальная расчётная концентрация составляет 0, 147 мг/м куб. Допустимая концентрация в атмосфере населённых мест составляет -50 мг/м куб. Зона влияния с концентрацией более 0, 05 ПДК отсутствует.

Таким образом, по результатам проведённой инвентаризации вредных (загрязняющих веществ) источники выбросов ПАО ПЕРВАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ 0049 и 0022 не осуществляют выброс загрязняющего вещества метан выше концентрации, присутствующей в атмосферном воздухе и пронормированной в ПДК в составе смеси предельных углеводородов С1-С5.

Выброс загрязняющего вещества метан осуществляется в соответствии с нормативами ПДВ, рассчитанными на основании проведённой инвентаризации и утверждённого разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 21.06.2018 № 47/2018. Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не опровергнуты Управлением.

Кроме того, ПАО ПЕРВАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ обратилось с запросом в АО НИИ Атмосфера, которое согласно письму МИНПРИРОДЫ от 10.10.2019 № 12−50/12 483-ОГ является организацией, уполномоченной давать разъяснения и рекомендации по применению методик расчёта выбросов в атмосферный воздух.

Согласно ответу АО НИИ Атмосфера нормирование смеси углеводородов предельных С1Н4-С5Н12 с учётом метана С1Н4 по коду 0415 в рассматриваемом случае произведено правомерно, поскольку установление компонентного состава выбрасываемых углеводородных газов в случае использования расчётного метода определения выбросов от рассматриваемых источников не требуется. По результатам проведённой проверки документально подтверждено, что содержание метана в смеси не превышает 5 процентов (письмо от 15.03.2021 № 08−187/21−0).

Расчёт содержания метана в смеси углеводородов предельных С1-С5, представленный РПН, судом проверен и признан некорректным, поскольку сделан без учёта норм, установленных в ПДК, и без учёта состава смеси углеводородов предельных С1-С5.

Инспектором РПН произведён простой арифметический расчёт, исходя из пяти составляющих, в связи с чем получено процентное содержание метана в смеси 33, 3% и 29, 8 процентов. Этан, пропан, бутан и пентан, по мнению инспектора, в атмосферном воздухе содержатся в равных количествах.

Однако такой расчёт не соответствует нормативным документам, регламентирующим порядок определения и концентрации веществ в атмосферном воздухе.

Так, согласно методическим указаниям МУК 4.1.3292−15, утверждённым 28.07.2015 Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, измерение массовой концентрации смеси предельных углеводородов (С1-С5) в атмосферном воздухе населённых мест производится газохроматографическим методом с пламенно-ионизационным детектированием.

Согласно физико-химическим свойствам, приведённым на странице 3 Методики, к предельным углеводородам С1-С5 относятся 7 веществ, в том числе: метан, этан, пропан, изобутан, н-бутан, изопентан, н-пентан.

Согласно протоколам испытаний промышленных выбросов ЦЛАТИ от 22.09.2020 № 359 Г-ПВ, 360 Г-ПВ по источникам 0022, 0049 были проведены измерения по всем 7 веществам: метан, этан, пропан, изобутан, н-бутан, изопентан, н-пентан.

При этом в возражениях инспектора приведены только 5 элементов вместо 7, по которым были проведены замеры при проверке.

По этой причине расчёт инспектора о количестве метана в смеси предельных углеводородов не может быть признан достоверным.

В свою очередь расчёт содержания метана в смеси ПАО ПЕРВАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ произведён с привлечением специализированных организаций (общества с ограниченной ответственностью ПРОМЭКОПРОЕКТ и АО НИИ Атмосфера).

С учётом того, что фактическое содержание метана в смеси выбросов, полученных из источников 0022 и 0049, не превышает нормированное значение метана в такой смеси, нарушения требований пункта 2 статьи 12, статьи 30 федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» в деятельности ПАО ПЕРВАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ отсутствуют.

В этой связи правовых оснований для вынесения РПН предписания № А-1082-в не имелось.

Решение принято судом первой инстанции.