Несет ли предприятие ответственность за то, что транспортирующая организация вывозит отходы на полигон, не имеющий лицензии на данные отходы? С таким вопросом мы многократно сталкиваемся на практике. И каждый раз не до конца понимаем природу его возникновения. Казалось бы, ответ очевиден.

Разберемся, где, на самом деле, заканчивается зона ответственности образователя отходов в отношении проверки наличия лицензии у его контрагента.

В первую очередь, напомним, что в 2021-м году (спустя 6 лет после внесения изменений в статью 4 ФЗ «Об отходах производства и потребления») утверждение о том, что «передавать отходы I-IV классов опасности можно только организации, имеющей лицензию на данные виды деятельности» звучит более чем архаично, так как фактически базируется на норме закона, утратившей силу с 01.01.2015 г.

- Реклама -
Вебинар внутри поста — copy

До 31.12.2014 г. включительно в Федеральном законе «Об отходах производства и потребления» был установлен запрет на отчуждение отходов I-IV классов опасности в собственность, передачу права владения, пользования или распоряжения такими отходами лицу, не имеющему лицензии на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.

В настоящее время ни ФЗ «Об отходах производства и потребления», ни каким-либо иным нормативным правовым актом не предусмотрены положения, устанавливающие запрет на отчуждение отходов I-IV классов опасности в собственность, на передачу права владения, пользования или распоряжения такими отходами лицу, не имеющему лицензии на осуществление деятельности в области обращения с отходами (за исключением некоторых оговорок о передаче отдельных видов отходов (например отработанных ртутьсодержащих ламп)).

Передача собственником отходов I-IV классов опасности (в частности, лицом, в процессе деятельности которого такие отходы образуются) любым лицам, в том числе лицам, у которых отсутствует лицензия на осуществление деятельности в области обращения с отходами I-IV классов опасности, формально не является нарушением требований законодательства для передающего отходы лица.

Несмотря на отсутствие в законодательстве запретительных норм определенные риски все же есть, так как принимающая сторона действительно не имеет право осуществлять обращение с отходами I-IV классов опасности в отсутствие соответствующей лицензии, а значит, сделка по передаче отходов (с гражданско-правового угла зрения) может быть признана недействительной.

Тем не менее, и сгущать краски, на наш взгляд, тоже не стоит безапелляционными утверждениями в виде:

ответственность образователя отходов состоит и в том, чтобы отслеживать цепочку передачи отходов до конечной организации, которая осуществляет утилизацию, обезвреживание или размещение отходов.

Специалистам экологических служб наверняка известно, что это утверждение также не основано на каких-либо требованиях законодательства. Взято оно, как говорится, «с потолка».

Подобные утверждения об ответственности образователя отходов, которая заключается в отслеживании цепочки передачи отходов, попадая в публичное пространство, «вирусятся», приобретая репутацию всеобще известных фактов. Однако они ни на чем не основаны и лишь приводят к формированию альтернативных вариантов толкования законодательных требований, которых никогда не существовало.

Вместе с тем, очевидно, что передачу отходов I-IV классов опасности целесообразно осуществлять лицензированному контрагенту (с учетом цели передачи). Однако преувеличение широты ответственности образователя отходов, на наш взгляд. должно быть обосновано, а не приниматься за аксиому.