В условиях пандемии чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы представляют собой огромную проблему для медицинских организаций и участников системы дальнейшего обращения с отходами вне медицинских организаций.

В подмосковных медицинских организациях наблюдаются и проходят лечение пациенты из Москвы и иных регионов России, а также из-за рубежа. По данным сайта https://covid.mz.mosreg.ru/ по состоянию на 21.06.2021 г. провели 8 549 419 исследований, в период с 19 по 21 июня 2021 г. на территории Московской области выявлено 4 905 случаев заболевания коронавирусной инфекцией, в том числе 1811 случаев заболевания — за минувшие сутки. Всего на настоящий момент в Московской области выявлено 292 353 случая заболевания коронавирусной инфекцией. Скончались 6 355 человек. Выздоровели и выписались 239 809 человек. Как видно, из представленных статистических данных, несмотря на предпринимаемые меры, заболеваемость пока остается на высоком уровне и имеется тенденция к росту.

Представителями общественных и экологических организаций, средств массовой информации в периоды с 19 марта по 2 апреля 2021 года и с 14 июня по 22 июня 2021 года в медицинских организациях г. Москвы и Московской области проведено независимое исследование по обращению с медицинскими отходами в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 и усилению контроля за соблюдением особого санитарно-эпидемиологического режима.

- Реклама -
Вебинар внутри поста — copy

По результатам проведенного исследования были отобраны и изучены фотоматериалы только с мест накопления, сбора, хранения чрезвычайно эпидемиологически опасных медицинских отходов класса В и эпидемиологически опасных медицинских отходов класса Б, а также изучены данные Единой государственной системы закупок в сфере здравоохранения. На основе представленных фотоматериалов из 15 крупнейших медицинских организаций, расположенных на территории Москвы (МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского) и Московской области (Московский областной центр охраны материнства и детства, г. Люберцы, Люберецкая, Балашихинская, Пушкинская, Химкинская областные больницы, Ногинская, Раменская ЦРБ, Мытищинская ГКБ, Сергиево Посадская районная больница, Красногорская городская больница № 2, Лыткаринская городская больница, Клинический центр восстановительной медицины и реабилитации, г. Звенигород, Клиническая больница № 123, г. Одинцово, Федеральный клинический центр высоких медицинских технологий ФМБА, г. Новогорск) можно сделать неутешительные выводы о многочисленных систематических нарушениях санитарно-эпидемиологического, трудового законодательства, о нанесении вреда окружающей среде и пр.

Все перечисленные медицинские организации:

  • действуют в системе здравоохранения не одно десятилетие,
  • имеют многопрофильный коечный фонд, в т. ч. хирургические, реанимационные подразделения, отделения гемодиализа, инфекционные подразделения, как взрослые, так и детские (в том числе оказывающие помощь пациентам с особо опасными инфекциями, по информации с официальных сайтов данных медорганизаций),
  • имеют в своем составе лабораторные подразделения, в т. ч. бактериологические, серологические и другие лаборатории, работающие с биологическими материалами разного уровня инфекционной опасности (работают с микроорганизмами 1−2 и 3−4 групп патогенности) и выполняющие диагностику инфекционных заболеваний (в т.ч. туберкулез).

На территории некоторых медицинских организаций расположены кожно-венерологические, фтизиатрические подразделения (например, Раменская ЦРБ), что указывает на образование значительного количества эпидемиологически опасных медицинских отходов класса Б и чрезвычайно эпидемиологически опасных медицинских отходов класса В, но при этом не принято никаких мер по снижению эпидемиологических рисков для распространения инфекции и нанесения вреда окружающей среде.

С учетом неблагополучной эпидемиологической обстановки, в связи с увеличением потока пациентов (в том числе и с подозрением на коронавирусную инфекцию), а также в соответствии с Распоряжением МЗ МО от 29 01 2021 № 15-р эти медицинские организации участвуют в системе оказания медицинской помощи пациентам с КОВИД-19, а значит, однозначно образуют еще больше чрезвычайно эпидемиологически опасных медицинских отходов класса В. При этом сбор, обезвреживание/обеззараживание, размещение, хранение, транспортировка, учет и утилизация медицинских отходов проводится с грубейшими нарушениями санитарного, экологического, трудового законодательства. Несоответствие «старым», утратившим силу, и новым законодательным требованиям по обращению с медицинскими отходами свидетельствует о систематически допускаемых нарушениях в течение более 10 лет, систематичность нарушений подтверждается повторно проведенным исследованием той же группой экспертов на территориях тех же самых медицинских организаций.

Во всех медицинских организациях на представленных фотоматериалах медицинских отходов имеются прямые доказательства смешения отходов разных классов по эпидемиологической, токсической опасности, что является нарушением санитарных правил (п. 157, п. 169 СанПиН 2.1.3684−21[1]; п. 3.3 СанПиН 2.1.7.2790−10[2]), и постановления Правительства Российской Федерации от 04.07.2012 № 681 «Об утверждении критериев разделения медицинских отходов на классы по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания». Нарушена и ст. 49 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации», в которой содержится требование раздельного сбора, хранения и транспортирования медицинских отходов по эпидемиологической, токсической и радиационной опасности, по морфологическому составу. При сборе в одну тару эпидемиологически безопасных, опасных и чрезвычайно опасных отходов автоматически увеличивается объем чрезвычайно эпидемиологически опасных медицинских отходов. Наличие в составе отходов воды (даже незначительной влаги), полых инструментов (в которых также может присутствовать биологическая жидкость, влага и пр.), биологических жидкостей, отходов перевязочных и операционных, остатков лекарственных препаратов в системах для внутривенного вливания (например, глюкозы), пищевых отходов и пр. создает условия для активного роста и размножения микроорганизмов, что также делает эти отходы чрезвычайно опасными.

Отсутствие необходимой тары, а порой и ее подмена, отсутствие должной маркировки тары с необеззараженными/необезвреженными отходами, наличие в медотходах большого количества вторсырья в свободном доступе (бумага, картон, стеклянная тара и пр.), притупляет внимание работников служб транспортировки, сортировки и дальнейшего обращения с медотходами, что в свою очередь повышает риск заражения работников других организаций, и ареол распространения инфекции выходит далеко за пределы медицинской организации, увеличивая таким образом количество заболевших людей. В некоторых случаях в медицинских отходах класса Б и класса В в свободном доступе (без какой-либо упаковки) находятся постельные принадлежности (одеяла, подушки), одежда в хорошем состоянии, рядом с контейнерами складывается картон, что еще больше увеличивает риск бесконтрольного распространения инфекции среди определенных групп населения.

Для примера покажем несколько фотоматериалов из медицинских организаций, вошедших в исследование. Начнем с ГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского (Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М.Ф. Владимирского). Это уникальный в России научно-лечебно-учебный комплекс, где работают 101 профессор и доктор наук, 300 кандидатов наук (среди них 4 академика и член-корреспондент АМН, 9 заслуженных деятелей науки, 13 лауреатов Государственной премии), а также около 1200 врачей (среди них 8 заслуженных врачей России, 150 с высшей и I категорией), 600 медицинских сестер. Штатное расписание института включает около 3300 сотрудников. Институт располагает собственным стационаром на 1205 коек (32 клиники), из них хирургического профиля 58%, терапевтического — 42%, детских — 19%. В настоящее время ГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского является крупнейшей структурой здравоохранения Московской области и выполняет одновременно функции регионального многопрофильного центра по оказанию высококвалифицированной лечебно-диагностической и консультативной помощи населению Подмосковья, по подготовке специалистов высокой квалификации и внедрению новых медицинских технологий в лечебно-профилактические учреждения.

Консультативную помощь больным по 40 медицинским профилям сотрудники ГБУЗ МО МОНИКИ осуществляют в поликлинике института, в других областных лечебных учреждениях, а также при плановых и экстренных выездах в ЛПУ Подмосковья (5 тысяч в год). Ежегодно консультируются 200 тысяч больных, из них около 20 тысяч с наиболее сложной патологией госпитализируются в клиники ГБУЗ МО МОНИКИ. Проводится около 10 тысяч операций в год.

Территория занимает 0,5 га, исследователям удалось побывать на четырех участках для сбора и накопления отходов до ввоза с территории.

[1] Введены в действие с 1 марта 2021 года Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684−21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»

[2] СанПиН 2.1.7.2790−10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами» утратил силу с 1 марта 2021 года в связи с изданием Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3.

Скачать полный текст статьи

Документы