Одним из критериев законности предписания является срок его исполнения.

То есть лицо, получившее предписание, должно иметь объективную возможность к определенному сроку устранить нарушения.

Вместе с тем на практике распространены случаи, когда выдаются предписания, срок исполнения которых изначально не учитывает объективную длительность работ, необходимых для достижения поставленной в предписании цели.

- Реклама -
Вебинар внутри поста — copy

Представляется, что выдавая предписание, содержащее требование, исполнить которое в установленный в предписании срок природопользователь объективно не сможет, инспектор должен понимать, что хозяйствующий субъект будет вынужден:

— или обратиться в госорган с ходатайством о продлении срока исполнения предписания;

— или обратиться в суд с заявлением об оспаривании предписания как такового (по причине его неисполнимости).

По второму сценарию, как правило, хозяйствующий субъект идет в случае безуспешности реализации первого.

Но встречается и третий вариант — когда природопользователь оспаривает не само предписание, а отказ госоргана в продлении срока исполнения предписания.

К сожалению, существует весомая вероятность того, что суд не признает отказ госоргана в продлении срока исполнения предписания незаконным по следующим причинам:

  1. Для признания решения органа государственной власти незаконным необходимо в совокупности два условия:

а) несоответствие данного решения закону или иному нормативному правовому акту;

б) нарушение оспариваемым актом прав и охраняемых законом интересов заявителя.

  1. Законом не предусмотрен механизм внесения изменений в уже выданное лицу предписание, а равно не установил императивных критериев для определения порядка установления сроков устранения нарушений.
  2. Процесс реализации гражданских прав в публичных правоотношениях между юридическим лицом и государственным органом предоставляет заинтересованному лицу право на заявление ходатайств в целях защиты своих прав.

Вместе с тем, данное право не корреспондирует с обязанностью государственного органа на принятие конкретного, определенного решения по такому ходатайству.

  1. Решение о возможности совершения определенных действий в отношении возложенных на юридическое лицо обязанностей находится в пределах компетенции и усмотрения конкретного государственного органа с учетом всех установленных обстоятельств.

Если сосредоточиться на государственном экологическом надзоре и предписаниях, выдаваемых в рамках такого вида надзора, стоит констатировать, что Федеральный закон от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», не упоминает возможность продления срока исполнения предписания.

Однако вступившим в силу 06.04.2021 г. Административным регламентом по надзору в сфере природопользования по осуществлению федерального государственного экологического надзора, утв. Приказом Росприроднадзора от 06.07.2020 г. № 783, такая возможность предусмотрена.

Ходатайство может быть представлено не менее чем за 10 рабочих дней до наступления срока устранения нарушений.

Вместе с тем необходимо понимать, что подход «если продлить срок предписания не запрещено госоргану, то он по просьбе заявителя обязан это делать», — является необоснованным.

Несмотря на появление в Административном регламенте по надзору в сфере природопользования по осуществлению федерального государственного экологического надзора, утв. Приказом Росприроднадзора от 06.07.2020 г. № 783, возможности продления сроков исполнения предписаний, отсутствие оснований для отказа в удовлетворении ходатайства, отсутствие понятных и прозрачных условий, при которых удовлетворение ходатайства должно быть осуществлено, будет продолжать препятствовать выстроенной работе, взаимодействию между хозяйствующими субъектами и органами Росприроднадзора.