Счетная палата предлагает повременить с изменением статуса экологических неналоговых платежей и не включать их в Налоговый кодекс без соответствующей модификации, а также до завершения реформы системы расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки (РОП). К такому выводу СП пришла по итогам анализа подходов к совершенствованию системы неналоговых экологических платежей.

«Дальнейшее развитие системы экологических платежей может осуществляться либо путем усиления их компенсационной целевой функции (что позволит в большей степени соответствовать понятию фискальный сбор), либо путем кодификации платежей в структуре Налогового кодекса».

«Если законодательство пойдет по пути придания экологическим неналоговым платежам и плате за негативное воздействие на окружающую среду целевого характера, оснований для внесения их в Налоговый кодекс в качестве налогов не будет. В любом случае мы предлагаем воздержаться от каких-либо изменений в Налоговый кодекс в отношении любых экологических неналоговых платежей до завершения реформы расширенной ответственности производителей», — заявил аудитор Андрей Батуркин на Коллегии.

- Реклама -
Вебинар внутри поста — copy

Утвержденная в конце 2020 года Концепция РОП предполагает полностью перенести ответственность за утилизацию упаковки на компании-производители и импортеров товаров. Более того, норматив утилизации упаковки с 2022 года составит 100%. То есть, как пояснил Андрей Батуркин, за год показатель вырастет в пять раз — с нынешних 20%.

«Это, конечно, будет нагрузка как для производителя, так и конечного потребителя», — предупредил аудитор. — Одним из важнейших итогов перехода на 100% норматив утилизации может стать увеличение конечной стоимости продукции, в цене которой заложена величина экологического сбора и затраты на утилизацию. Достоверно определить влияние повышенного норматива утилизации на конечную стоимость продукции можно будет только после проведения соответствующих расчетов".

При этом в контрольном ведомстве считают более оправданным постепенное увеличение норматива утилизации для всех видов товаров и упаковки. В том числе, СП считает возможным применить дифференцированный подход для тех компаний, которые не реализуют РОП самостоятельно. Нормативы утилизации для них могли бы увеличиваться в среднесрочной перспективе с большим темпом.

Счетная палата также предлагает учитывать уровень развития инфраструктуры по сбору и переработке упаковки при определении показателей утилизации. Этим вопросом Минприроды сейчас активно занимается. «У нас уже принят в третьем чтении и одобрен Советом Федерации законопроект, который предусматривает направление экологического сбора, в том числе на капитальное строение, обустройство контейнерных — то есть на расширение возможности того, куда будет направляться экосбор. В первую очередь он направлен на стимулирование и создание утилизационных мощностей, в том числе товаров и упаковки», — рассказал присутствовавший на Коллегии Первый заместитель Министра природных ресурсов и экологии Константин Цыганов.

На снижение негативного воздействия на окружающую среду сейчас нацелены три экологических неналоговых платежа: плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), экологический и утилизационный сборы. Их доля в общем объеме неналоговых доходов выросла с 2017 года почти вдвое — до 8% в 2020 году. Всего в прошлом году они принесли в казну 382,8 млрд рублей.

Проанализировав ситуацию с этими платежами, Счетная палата пришла к выводу, что их компенсационная функция недостаточно реализована. В частности, утилизационный сбор не выполняет свою главную цель — обеспечить экологическую безопасность, в том числе защиту здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств с учетом их технических характеристик и износа.

Экологический сбор платят производители и импортеры товаров, которые не утилизируют отходы (упаковку и сами товары после утраты их потребительских свойств) самостоятельно. При этом анализ показал, что не все потенциальные плательщики охвачены этим сбором.

«На примере двух типов организаций (производителей и импортеров табачной и алкогольной продукции) мы выявили пробелы в системе, — сообщил аудитор. — Например, она не учитывает большое количество предприятий, которые не становятся на учет и соответственно не платят экологический сбор. Кроме того, одной из причин необеспечения полноты уплаты экологического сбора являются недостатки функционирования Единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров».

Устранить этот пробел Счетная палата предлагает за счет сведений других информсистем: прослеживаемости товаров Федеральной налоговой службы и маркировки товаров Центра развития перспективных технологий. По мнению контрольного ведомства, такое взаимодействие позитивно скажется на качестве и полноте сведений, необходимых для контроля за уплатой экологического сбора.

Что касается платы за НВОС, то ее назначение — возместить вред окружающей среде. Для этого платежа введены различные повышающие и понижающие коэффициенты. Кроме того, плательщики имеют право зачесть в счет платы собственные средства, потраченные на природоохранные мероприятия. Однако данные возможности пока мало применяются на практике. Так, на начало 2020 года из почти 180 тыс. плательщиков НВОС только 226 организаций и ИП (или 0,13%) смогли воспользовались возможностью применить нулевой коэффициент при использовании наилучших доступных технологий.

«В 2017—2020 годах общий объем предоставленных корректировок, то есть понижения платы, составил примерно 2,4 млрд рублей, а доля подтвержденных затрат, заявленных плательщиками — не более 3,6%. Мы считаем, что необходимо более точно определить механизм целевого расходования платы за НВОС, а также перечень целей, направленных на то, чтобы проводить природоохранные мероприятия».

В Минприроды с выводами Счетной палаты согласились.