Установление СЗЗ для объекта, являющегося источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, хотя и не исключает, но существенно снижает риски приближения к промышленному объекту территорий с нормируемыми показателями качества среды обитания, особенно жилой застройки.

Отсутствие установленной СЗЗ, напротив, такие риски повышает. Это актуально в том числе, в случае, если установление СЗЗ в отношении объекта до определенного момента времени не требовалось.

Каждая организация, расположенная рядом с территорией проживания населения, при отсутствии СЗЗ не застрахована от приближения жилой застройки к границам своей промышленной площадки (при этом характеристика «рядом» в данном случае является весьма относительной и существенно зависит от темпов застройки в различных регионах).

- Реклама -
Вебинар внутри поста — copy

В этой связи преимущества наличия установленной СЗЗ начинают вырисовываться без детальных пояснений. Даже если сегодня вблизи предприятия отсутствует застройка, в недалеком будущем расположенные за границей промплощадки земельные участки могут быть предоставлены под строительство жилых домов, размещения садово-огороднических территорий и т. п.

Однако наличие установленной санитарно-защитной зоны должно предотвратить такой сценарий развития событий или, как минимум, сделать его незаконным.

Остается учесть один нюанс — санитарно-защитная зона должна быть действительно, а не якобы, установлена в отношении объекта, являющегося источником воздействия.

Казалось бы — как СЗЗ может быть «якобы» установлена? Ведь либо зона установлена, либо нет.

Тем не менее, на практике «якобы», как правило, тождественно заблуждениям владельцев предприятий о наличии у эксплуатируемых ими объектов установленной СЗЗ. Порой даже таких взглядов придерживаются и органы Роспотребнадзора.

Если процедура установления СЗЗ соблюдена (с учетом порядка, действующего на момент ее установления), скорее всего, подобная проблема не возникнет.

Но в ситуации, когда дело не доведено до формального завершения, по прошествии некоторого времени (возможно даже через несколько лет) лицо, эксплуатирующее промышленный объект, может с удивлением узнать, что в границах вроде как установленной СЗЗ объекта вскоре должны появиться, к примеру, жилые дома.

При этом попытки оспаривания решений о предоставлении земельных участков под строительство, положительных заключений государственной экспертизы проектной документации, разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов к эксплуатации к желанном результату с большой долей вероятности не приведут.

Так, вопреки мнению владельца объекта, для которого когда-то была разработана СЗЗ, такая санитарно-защитная зона могла быть попросту не установлена.

Многих порой вводит в заблуждение наличие экспертного заключения и/или санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта (окончательной) СЗЗ санитарным правилам.

Встречаются случаи, когда хозяйствующие субъекты, имея на руках письма центрального аппарата или территориальных органов Роспотребнадзора «о возможности установления СЗЗ на основании проекта СЗЗ», считают, что вопрос с установлением СЗЗ закрыт (и закрыт положительно).

К сожалению, дело обстоит совершенно иначе.

Правообладателям объектов, в отношении которых подлежат установлению СЗЗ, стоит с особым внимание подходить к вопросу оценки достаточности документации, подтверждающей факт установления СЗЗ.

Иначе незавершенность соответствующих работ может привести к ситуации, когда, например, жилая застройка на вполне законных основаниях окажется в теоретических границах санитарно-защитной зоны предприятия.

Главным образом, целесообразно установить, какие требования к [окончательному] установлению СЗЗ действовали в период времени, когда СЗЗ в отношении объекта, предположительно, была установлена. Важно, чтобы действовавшая в соответствующий период времени процедура, действительно, была завершена положительным результатом.