Из оперативного совещания с вице-премьерами:

М.Мишустин: Мировая экономика нацелена на постепенный переход к низкоуглеродной энергетике. И это уже новая реальность. Нужно готовиться к поэтапному сокращению использования традиционных видов топлива — нефти, газа, угля. Повышать энергоэффективность. Развивать альтернативную энергетику. Строить соответствующую инфраструктуру.

До конца года должен быть разработан и утверждён сводный план действий по адаптации российской экономики к глобальному энергетическому переходу. Все соответствующие поручения подписаны.

- Реклама -
Вебинар внутри поста — copy

По ключевым направлениям подготовки экономики к условиям низкоуглеродного развития в Правительстве будут созданы специальные рабочие группы. Курировать их станут вице-премьеры. А общую координацию будет осуществлять Первый заместитель Председателя Правительства Андрей Рэмович Белоусов.

Мы уже с вами не раз собирались и говорили об этом, в том числе и в Координационном центре.

Андрей Ромово, доложите, как планируете организовать эту работу.

А.Белоусов: Уважаемый Михаил Владимирович! Уважаемые коллеги!

Глобальный энергетический переход, или так называемая декарбонизация, это сегодня ключевая тема, во многом уже определяющая экономическую политику ведущих стран мира, в том числе таких как Евросоюз, Китай, Соединённые Штаты и другие.

В связи с этим в мире прорабатываются разные регуляторные меры, и мы должны на них реагировать, учитывать их и предлагать свою повестку.

Это не просто борьба с изменениями климата. Прежде всего это организация перехода ведущих экономик мира на новый технологический уклад, основанный на минимизации использования ископаемых источников энергии. По масштабам изменений этот процесс сопоставим с промышленной революцией XVIII—XIX вв.еков или научно-технологической революцией второй половины XX века. Через каких-то 10−15 лет мы наверняка уже будем иметь совсем другую структуру мировой экономики.

Наши международные партнёры, конкурируя друг с другом, ищут способы достижения своих экономических и политических целей, зачастую навязывая свои подходы другим странам и устанавливая новые требования в рамках международной торговли. В этой связи критически важно, чтобы Россия, во-первых, была в числе лидеров этого глобального процесса и, во-вторых, сформировала собственную повестку энергетического перехода в контексте общемирового обсуждения.

Работа предстоит масштабная и комплексная. Перед нами многоаспектная задача, которая включает в себя технологические, регуляторные, политические, социальные вопросы, а также вопросы международного взаимодействия. Исходя из этого, каковы наши ключевые направления в предстоящей работе?

Первое. Ускорить технологическую модернизацию отраслей экономики, в том числе посредством внедрения наилучших доступных технологий. Данный механизм уже существует. Надо его активизировать и адаптировать под цели энергоперехода.

Второе. Добиваться, безусловно, международного признания мер, которые базируются на наших технологических и природных преимуществах, в том числе это так называемая поглощающая способность наших лесов. При этом активно внедряя лучшие мировые практики, прежде всего стран ОЭСР.

Третье. Настроить регуляторику, систему мер поддержки и налоговых стимулов. Необходимо стимулировать компании к модернизации перехода на зелёные технологии, сокращению выбросов. Хочу отметить, что это не быстрый, а плавный процесс. Будем работать здесь совместно с бизнесом.

Четвёртое. Надо реализовать направления, связанные с имеющимися технологическими преимуществами, прорывными технологиями нашей страны. В том числе, например, с возможностями выработки и использования водорода, а также атомной и гидроэнергетикой, технологиями углехимии, технологиями сбора и хранения углеводорода. Климатические проекты в сфере лесного и сельского хозяйства.

Пятое. Учесть специфику и возможности отдельных регионов, особенно в контексте появления новых требований в рамках международной торговли.

Уважаемый Михаил Владимирович! Уважаемые коллеги! Это не исчерпывающий перечень направлений работы. Всего их десять. Как Вы сказали, по каждому из них созданы рабочие группы, которые курируются профильными вице-премьерами и возглавляются заместителями министров. В каждую рабочую группу войдут представители бизнеса, экспертных и общественных организаций, научно-образовательного сообщества. Для экспертно-аналитической поддержки будем привлекать широкий круг организаций, в том числе Центр стратегических разработок.

Что будет сделано уже в этом году? Прежде всего — долгосрочный прогноз с горизонтом до 2050 года. Это основа разработки и принятия решений. Он включает такие параметры, как энергобаланс, углеродный баланс, макроэкономические параметры, темпы роста ВВП, параметры торговли, инвестиции, рост реальных доходов населения и другие. Оценку наших возможностей и рисков. Основные параметры прогноза необходимо разработать уже к 1 октября. С его учётом соответствующая рабочая группа сформирует операционный план действий. До конца года этот план будет утверждён.

М.Мишустин: Спасибо, Андрей Рэмович.

Нужно, конечно, оценить все риски и вызовы, которые стоят перед страной. От точности прогноза будет во многом зависеть успешность достижения национальных целей развития, которые определил Президент на ближайшие десять лет.