Что делать со старыми автошинами? Это одна из самых серьезных экологических и экономических проблем. Ежегодно только в России выбрасывается около 1 миллиона тонн отслуживших свое покрышек. Большинство их вывозится на загородные свалки, что и вызывает беспокойство экологов. Ведь шины выделяют токсичные вещества даже под воздействием солнечного света.

Пока в нашей стране перерабатывается только 30 процентов старых покрышек. Среди часто используемых методов — сжигание, закапывание, пиролиз, измельчение в крошку.

Команда Инженерной школы энергетики ТПУ под руководством молодого ученого Александра Пака предложила новый подход к утилизации.

- Реклама -
Вебинар внутри поста — copy

— Плазменная переработка отходов — революционный способ переработки, который, по признанию мирового научного сообщества, когда-нибудь изменит мир, — считает Александр Пак. — Такой метод позволяет расщеплять любые органические соединения практически до атомарного состояния.

Томские энергетики создали собственную модификацию атмосферного плазменного реактора. В его составе нет вакуумного и газового оборудования. Это позволяет значительно снизить энергоемкость процесса и сырьевую себестоимость.

— В отличие от «классического» дугового реактора здесь генерация плазмы электрической дуги происходит на открытом воздухе, а не в герметичном вакуумированном реакторе, — рассказывают ученые. — Такой способ утилизации предотвращает окисление сырья и продуктов синтеза.

В результате серии экспериментов по утилизации покрышек исследователи получили ультрадисперсный углеродный порошок, а также фуллереноподобные объекты и смесь газов, содержащую метан, окись углерода и водород.

— Выделение последнего особенно актуально для развития водородных технологий, которые в будущем могут стать основой «энергетики будущего», — говорит Александр Пак.

Ученые уверены, что в процессе переработки старых покрышек можно получать экологически чистое топливо. В дальнейшем энергетики планируют переработать на плазменном реакторе и другие виды отходов — золу, шлак и пластик.