Семь лет простоя

Обязательная переработка и утилизация упаковки товаров производителями или за их счет была введена Федеральным законом № 89-ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления» в конце 2014 г. Его суть — производитель или импортер товара должен отвечать за его судьбу и после того, как его использовали и он превратился в отходы. Эта обязанность формально возникла у поставщиков 1 января 2015 г.

Сам механизм называется РОП (расширенная ответственность производителей), его аналоги хорошо зарекомендовали себя в Европе, где они работают с начала 90-х гг. прошлого века.

- Реклама -
Вебинар внутри поста — copy

Российскими законодателями была нарисована идиллическая картина. Граждане начинают раздельно выбрасывать мусор, он поступает на переработку, которую и оплачивают производители и импортеры товаров. Государство информирует и координирует участников процесса, устанавливает прозрачные правила игры, а также организует обращение тех фракций твердых коммунальных отходов (ТКО), которые не относятся к сфере РОП (например, пищевые).

Для координации работы по обращению с ТКО в январе 2019 г. указом президента России был создан Российский экологический оператор (РЭО), учредителем которого было назначено Минприроды.

Но механизм РОП забарахлил с самого начала. Инфраструктура по раздельному сбору мусора была создана далеко не везде. У большей части населения не было возможности заниматься его правильной утилизацией. Собираемость экологического сбора была исчезающе мала, мусорные полигоны и свалки в городской черте продолжали расти.

Как сообщало Минприроды весной 2020 г., «население платит 180 млрд руб. в год за обращение с ТКО, платежи бизнеса в рамках реализации РОП в качестве экологического сбора составляют около 3 млрд руб.». Отметим, что нормативы утилизации установлены правительством в рамках закона «Об отходах производства и потребления». И для упаковки он составляет 10−45%.

Весной прошлого года министр природных ресурсов и экологии Дмитрий Кобылкин провел совещание с предпринимателями, обсудив проект новой концепции РОП. «Без обсуждаемых мер для бизнеса новую систему управления отходами не построить, — признал министр. — Граждане страны уже участвуют в реформе и вносят свой значительный вклад, а производители в этой работе проявляют себя недостаточно активно. Новая концепция РОП должна изменить ситуацию, запустить механизмы циклической экономики, восстановить справедливость — реализовать на практике принцип «загрязнитель должен платить». В конце 2020 г. вице-премьер Виктория Абрамченко одобрила концепцию совершенствования РОП, по которой ответственность за утилизацию упаковки полностью переносилась на производителей и импортеров. Они должны либо создать собственную инфраструктуру по сбору, накоплению, обработке и утилизации отходов, либо заключить договоры с подрядчиками, которые выполнят данные работы. Кроме того, было предусмотрено постепенное увеличение нормативов по утилизации упаковки и товаров, а при отказе от нее производители должны платить увеличенный экологический сбор.

В сентябре 2021 г. появился проект распоряжения правительства об увеличении нормативов по утилизации упаковки до 100%. На этот уровень производителей и импортеров обязали выйти в 2022—2024 гг. Предполагалось, что утилизация товаров будет расти на 10% в год. Проект распоряжения был подготовлен Минприроды, но ему так и не был дан ход.

Такая же судьба ждала и законопроект по модернизации РОП, который Госдума должна была рассмотреть осенью 2021 г. Практически все вовлеченные в работу министерства, бизнес-ассоциации и РСПП выступили против того, чтобы переложить на производителей полную ответственность за утилизацию. Рассмотрение законопроекта перенесли на весеннюю сессию Госдумы, а в январе 2022 г. Абрамченко дала министерствам распоряжение его доработать.

В частности, поставлена задача разработать формулу ежегодного увеличения нормативов утилизации для достижения целей по сокращению захоронения отходов вдвое и их 100%-ной сортировке к 2030 г., доработать критерии отнесения товаров и упаковки к утилизируемым, а также установить коэффициенты экологичности товаров и упаковки, что позволит снижать ставки экологического сбора.

В последней редакции законопроекта реформу РОП предполагается перезапустить с 2023 г.

Поглотители отходов

Минприроды ввело понятие «добросовестные утилизаторы» в 2018 г. В последней редакции законопроекта, регулирующего РОП, который был подготовлен в декабре 2021 г., Минприроды указало, что все ведение их реестра должно быть поручено РЭО. Предполагалось, что договоры об утилизации будут заключаться только с ним. Но, как писали «Ведомости. Экология», по состоянию на январь 2022 г. РЭО получил данные о мощностях по утилизации лишь 6,5 млн т товаров и упаковки по всей стране от 600 компаний, хотя ежегодно в России, по данным федеральной схемы обращения с отходами, образуется около 60 млн т твердых коммунальных отходов (ТКО). При этом объем образования ТКО постоянно растет, что провоцирует мусорные коллапсы и ухудшение экологической обстановки в стране. В конце 2021 г. запрос от правительства о мощностях по утилизации товаров и упаковки получили более 30 бизнес-ассоциаций, среди которых производители и импортеры алкоголя, продуктов питания, шин и электроники. Данные предоставили лишь семь из них.

Для отходов 1-го и 2-го классов опасности был создан Федеральный экологический оператор (входит в «Росатом»), отметил бывший руководитель Росприроднадзора Олег Митволь, при этом инфраструктуры по обращению с несколькими тысячами позиций по ТКО нет. «Я вижу, что пока создается фискальный механизм для сбора средств с производителей товаров вроде бы как для утилизации упаковки, — говорит Митволь. — Но пока до конца не понимаю, как ее собираются перерабатывать, и не удивлюсь, что сейчас просто будут собирать деньги, а потом это все сжигать». Митволь отметил, что Европа и США с Канадой перерабатывают 90% отходов, производят из них полезные вещи и используют их в дальнейшем. «У нас, к сожалению, все только на бумаге», — посетовал он.

Трудности переработки

По мнению представителей бизнеса, 100%-ная утилизация упаковки может привести к повышению цен, в частности, на продукты питания. К тому же на рынке зачастую используется неперерабатываемая упаковка. Хотя, как считает заместитель генерального директора группы «Эколайн» Елена Вишнякова, влияние РОП на стоимость продукции для конечного потребителя — широко используемый, но незначительный аргумент против этого механизма. «Если разложить стоимость РОП в продукте, который находится в перерабатываемой упаковке, то можно увидеть, что рост стоимости составит доли процента. Например, для напитка в алюминиевой банке этот рост составит 4 коп.», — отмечает она. Несомненно, стоимость продукта в упаковке, которую невозможно переработать, с учетом повышающих коэффициентов вырастет более существенно, но в этом и есть идея РОП, уже реализованная в Европе, где неперерабатываемая упаковка из-за этого существенно меньше используется, аргументирует Вишнякова.

Генеральный директор Центра экологических инвестиций Михаил Юлкин видит в существующей системе РОП много противоречий. «Выяснилось, что, например, платеж за картон, который легко разлагается, существенно выше, чем за пластик, который вообще не разлагается», — рассказывает он. Оказалось, что невыгодно производить картон — ведь за его последующую утилизацию надо платить, по словам Юлкина, бешеные деньги — и очень выгодно производить пластик. «Это поучительная история на тему о том, что происходит, когда вы в процессе развития меняете цель», — резюмировал эксперт.

Исследования аналитического центра «Эколайн» показывают, что больше половины отходов в московском контейнере для вторсырья не могут быть переработаны, а около 50% выпускаемой пластиковой упаковки не поддается вторичной переработке. Отсутствуют механизмы стимулирования использования перерабатываемой упаковки — это препятствует достижению целей нацпроекта «Экология» по снижению количества захораниваемых отходов.

Комплексы по переработке отходов «Эколайна» сейчас отбирают из общего объема 37 видов вторичного сырья, и опыт показывает, что переработка двух третей из них убыточна. По этой причине будет проблематично сократить объемы захоронения отходов.

«Низкая стоимость вторсырья чаще всего связана с его сложно перерабатываемым составом, а также с разными материалами в составе композита при внешней идентичности продукта», — рассказывает Вишнякова. Например, упаковка дой-пак может состоять из полипропилена или из композита фольги с ПЭТ, при этом внешне они будут выглядеть совершенно одинаково.