Причиной предстоящего роста тарифа на вывоз мусора в руководстве Российского экологического оператора называют подорожание техники и рабочей силы. Собранные с населения деньги должны идти на создание мощностей по переработке отходов, а их сейчас в стране в пять с лишним раз меньше, чем необходимо. Навести порядок в мусорном вопросе призвана новая федеральная информсистема учета твердых коммунальных отходов (ТКО), соответствующее постановление о ее создании опубликовано на сайте кабмина. Будут ли теперь лучше вывозить и утилизировать мусор и сколько придется за это заплатить, разбиралась «Парламентская газета».

Будет дороже
В 2019 году в каждом регионе России впервые установили единые тарифы на вывоз мусора, которые скорректировали уже в 2020-м, после пересчета себестоимости услуги. В среднем по стране цены тогда упали на четыре процента. Об этом во время «открытого диалога» в Совете Федерации 24 мая рассказал глава Российского экологического оператора Денис Буцаев. Сейчас ситуация изменилась: дорожает коммунальная техника и запчасти к ней, растет в цене рабочая сила, а значит, тариф будет повышаться. По предварительным расчетам, вывоз мусора подорожает на пять процентов, предупредил Буцаев.

Россияне в основном добросовестно платят за услугу, собираемость до недавнего времени превышала 90 процентов, но по итогам первого квартала 2022 года снизилась до 83,7 процента.

- Реклама -

По планам мусорной реформы, к 2030 году объем направляемых на полигоны отходов должен быть снижен вдвое. Подвижки есть. Если в 2019 году из 61 миллиона тонн мусора на переработку отправили только 2,7 миллиона тонн, то в прошлом — из 57,7 миллиона тонн переработали уже 6,6 миллиона. Но чтобы справиться со всей горой мусора, нужно запустить около тысячи объектов его переработки по всей стране, сейчас построено 163.

Деньги на появление мощностей по переработке заложены в тарифе, а утилизационные мощности должны появляться за счет товаропроизводителей и импортеров — такие нормы заложены в законопроект о расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки (РОП). Пока механизм РОП не заработал, констатировал Денис Буцаев.

Эффективно, когда достоверно
Оценить объемы сбора мусора по всей стране, отследить количество заключенных в отрасли договоров, ознакомиться с тарифами, действующими в разных регионах, можно будет с помощью Федеральной информационной системы учета твердых коммунальных отходов. Во вторник, 24 мая, на сайте кабмина было опубликовано постановление о ее создании. Учет ТКО автоматизируют, усилят контроль за состоянием полигонов, сортировочных центров и мусороперерабатывающих заводов, что, считают в кабмине, сделает эту отрасль прозрачнее.

В систему внесут информацию об источниках образования отходов, о местах и объемах их накопления, объектах обработки, утилизации и обезвреживания. Новую базу интегрируют с инфосистемой ЖКХ и загрузят в нее региональные схемы обращения с отходами. Данные будут доступны заинтересованным ведомствам, а их часть — всем желающим.

О сроках запуска системы в постановлении кабмина не говорится, но сделать ее нужно как можно скорее, уверен член Комитета Госдумы по экологии Николай Будуев. Создать единую «мусорную» базу предлагали еще два года назад, напомнил он «Парламентской газете», но пока появилось лишь ее описание. Кстати, указанный в постановлении адрес в Интернете, по которому планируют прописать систему, пока недоступен.

Важно, чтобы информацию и федеральные ведомства, и регионы вносили актуальную и достоверную и делали это оперативно, добавил Будуев.

«Только тогда система будет прозрачной и эффективной и можно будет говорить о продвижении мусорной реформы», — добавил депутат.

Мусорят люди, а не метры
Одним из достижений запущенной в 2019 году мусорной реформы стала рекультивация 39 свалок в пределах городов. Об этом, выступая на «правительственном часе» в Совфеде в феврале, сообщил глава Минприроды Александр Козлов. Спикер палаты регионов Валентина Матвиенко тогда раскритиковала ведомство, мол, несколько десятков свалок на всю страну — это мало.

Впрочем, Матвиенко отметила и трудности, которые мешают вести работу эффективно. Например, муниципальные власти не могут убирать свалки на землях федерального лесного фонда, а там мусора очень много. Таких, казалось бы, незначительных препон — масса, они мешают решать глобальную задачу.

Острота проблем в сфере обращения с ТКО не снижается: в 55 регионах экологические операторы в прошлом году не обеспечивали их бесперебойный вывоз, нарушали порядок начисления и взимания платы за услуги. А это уже данные Генпрокуратуры, которыми ее глава Игорь Краснов поделился с сенаторами, выступая перед ними 26 апреля. Ведомство предложило исключить расчет платы за вывоз мусора с населения исходя из площади жилых помещений. Дискуссия об этом возникает периодически, инициаторы напоминают, что мусор производят люди, а не квадратные метры.

«Мусорная реформа пока не достигла своих главных целей — снижения количества захораниваемых отходов и увеличения их переработки. Об этом «Парламентской газете» сказала зампред думского Комитета по ЖКХ Светлана Разворотнева. Вторая жизнь мусора все еще остается мечтой, а сортировкой бытовых отходов занимается мизерная часть тех, кто их производит.

«Людям должно быть выгодно сортировать мусор, а просто поставить разноцветные баки и подписать, что в один нужно бросать пластик, а в другой — все остальное, — этого мало, хотя и баки есть далеко не везде», — прокомментировала Разворотнева, добавив, что предпринимательскую инициативу по организации линий переработки ТКО нужно поощрять. Тогда появятся и пункты сбора отдельных фракций.