Сдвиг экологической реформы для облегчения бизнеса в условиях санкций поставил топ-300 главных загрязнителей в РФ в привилегированное положение по отношению к прочим промышленным объектам с наибольшим негативным воздействием на окружающую среду. Реформа предполагает приоритетный переход главных загрязнителей к технологическому нормированию на основе наилучших доступных технологий. Для работы им необходимо получать комплексные экологические разрешения (КЭР), предъявив властям программы своей модернизации. Теперь же они могут оказаться в очереди за КЭР не первыми, а последними. Впрочем, с оформлением КЭР не спешат ни другие «грязные» производства, ни регулятор: пока разрешения пытались получить 5% загрязнителей, а получили лишь 20% обратившихся.

В марте ради поддержки промышленности в условиях экономического шока, связанного с санкциями и торговыми ограничениями против РФ из-за ее военной операции на Украине, срок подачи заявок на получение комплексного экологического разрешения для объектов первой категории негативного воздействия на окружающую среду (НВОС), входящих в топ-300 загрязнителей (и ответственных за 60% суммарных выбросов и сбросов загрязняющих веществ в РФ), был сдвинут на два года — с 31 декабря 2022 года на 31 декабря 2024 года. Парадоксальным образом этот сдвиг поставил топ-загрязнителей в более привилегированное положение по отношению к остальным владельцам объектов первой категории НВОС: теперь первым до конца 2024 года нужно только подать заявку на КЭР, а вторым к этому сроку придется получить разрешения.

Всего КЭР обязаны получить 7 тыс. объектов первой категории НВОС. Добровольно КЭР можно получить и для объекта второй категории — при наличии отраслевых информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям. Однако даже за вычетом загрязнителей из топ-300 процесс получения КЭР российскими компаниями, по обработанным «Ъ-Регенерацией» публичным данным, не отличается высокой интенсивностью ни со стороны госорганов, ни со стороны бизнеса. Значительная часть компаний вместо КЭР продолжает получать разрешения на выбросы и сбросы в прежнем порядке, а из тех, кто все же подал заявку на КЭР, успеха пока добивается лишь каждое пятое предприятие.

- Реклама -

В основе анализа лежит сбор информации об обращениях за КЭР и их результатах со страниц межрегиональных управлений Росприроднадзора официального сайта федеральной службы. Всего с 2019 года подано 402 заявки на получение КЭР, а выдано 75 разрешений (данные на 2 июня), то есть вероятность получения КЭР составляет около 19%. В 2019 году было принято всего 16 заявлений и все они были удовлетворены. Тогда для согласования КЭР требовалась процедура государственной экологической экспертизы, но в начале 2020-го эту норму отменили. Заявка с прилагаемыми к ней материалами направляется в межрегиональное управление Росприроднадзора и рассматривается по принципу «единого окна». В процедуре помимо Росприроднадзора участвуют Минприроды, Минпромторг, Роспотребнадзор, Росрыболовство и Росводресурсы. Уже в 2020 году из 100 объектов, прошедших эту процедуру, КЭР получили только 9, в 2021-м из 252 заявок достойными КЭР оказались только 44. В 2022-м к 1 июня принято 34 заявки, а выдано 6 разрешений.

Чаще всего за КЭР обращались в Южно-Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора — 32 раза. Это же управление выдало больше всего КЭР — 23. Больше всего отказов в выдаче КЭР — в Северо-Уральском межрегиональном управлении и Южно-Уральском межрегиональном управлении — по 13. По данным «Ъ-Регенерации», наибольшее влияние на выдачу комплексного экологического разрешения оказывает наличие в составе материалов заявки расчета нормативов допустимых сбросов и расчета технологических нормативов сбросов. Предприятиям, которым необходимо нормировать сброс сточных вод, получить КЭР гораздо сложнее. Это связано с необходимостью соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и отсутствием механизма учета вкладов предприятий в загрязнения одного водохозяйственного участка.

Для компаний подготовка заявки на КЭР — это сложная и дорогостоящая работа, требующая большого организационного и временного ресурса. В нее входят: инвентаризация источников выбросов, расчет нормативов выбросов и сбросов для веществ первого и второго классов опасности, технологических нормативов, нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, подготовка и одобрение межведомственной комиссией программы повышения экологической эффективности. Также в комплект входят проект программы производственного экологического контроля, программы создания системы автоматического контроля и мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на объектах размещения отходов.

Из-за сложной процедуры подготовки заявки и ее согласования предприятия не спешат получать новый документ — большинство продолжают обращаться за разрешениями на сбросы, выбросы и размещение отходов «по-старому». Учитывая неспешность предприятий в подготовке заявок, основная работа по их рассмотрению у Росприроднадзора еще впереди, и не исключено, что большинство будет подано в конце 2024 года. По данным «Ъ-Регенерации», пока предприятия, эксплуатирующие объекты первой категории, которые не попали в список топ-загрязнителей, надеются на пропорциональную отсрочку подачи заявки.

Ирина Демина, «Профессиональный экологический консалтинг»; Олег Сапожков

Пожалуйста, оцените материал:
[Общий: 0 Средний: 0]