Необходимо пролонгировать норму о возможности использовать для размещения твердых коммунальных отходов полигоны и свалки без документации по согласованию с Минприроды до 1 января 2025 года. Об этом сказал на заседании Комитета Госдумы по экологи, природным ресурсам и охране окружающей среды директор департамента государственной политики и регулирования в сфере обращения с отходами министерства Андрей Федотовский.

Глава комитета Дмитрий Кобылкин отметил, что необходимо разобраться, почему не успели подготовить новые мощности по обращению с ТКО на замену старых, и предложил Минприроды совместно с регионами составить дорожную карту строительства новых объектов с конкретными сроками.

Напомним, что в 2018 году приняли закон, который разрешил регионам использовать для размещения твердых коммунальных отходов (ТКО) свалки и полигоны, не имеющие предусмотренной законодательством документации и введенные в эксплуатацию до 2019 года, до 1 января 2023 года.

- Реклама -

«1 января заканчивается срок жизни таких площадок. Наибольшие проблемы сегодня наблюдаются в Омской области, Новосибирской области, на Ямале, в отдельных регионах Дальнего Востока, на Сахалине, в Приморском крае, Краснодарском крае, Республике Крым», — сказал Кобылкин.

По согласованию с Минприроды в территориальные схемы по обращению с ТКО регионы включили 76 таких объектов, сказал Федотовский. По его словам, ежегодно на них размещается более 6 миллионов тонн отходов.

«В случае прекращения действия данной нормы с 1 января 2023 года мы видим риски, что одномоментно потребуется перераспределить потоки движения ТКО на действующие объекты размещения в указанном объеме, что составляет 10 процентов от ежегодного объема образования отходов на территории всей страны. Мы видим риски, что это повлечет за собой значительный рост платы населения за счет перераспределения логистических потоков», — сказал он.

Кроме того, в ряде регионов отсутствует возможность направления дополнительных потоков отходов на действующие полигоны. Потому в министерстве считают целесообразным пролонгировать норму о возможности использовать старые полигоны без документов до 1 января 2025 года.

Вместе с тем, по его словам, к регионам предъявили дополнительные требования — при включении объектов в список определить четкие сроки проведения рекультивации после завершения их эксплуатации, определить стоимость рекультивации и источники финансирования. «В заявке регионы теперь обязаны включать информацию о планировании строительства объектов размещения ТКО после окончания срока действия объектов, действующих без документации. Также мы ввели личную ответственность высшего должностного лица субъекта за полноту и достоверность предоставляемой информации», — сказал Федотовский.

Он предложил депутатам пролонгировать послабление и доработать требования, чтобы стимулировать регионы создавать необходимые мощности в уже установленном законодательном порядке.

Заместитель председателя Комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Александр Коган отметил, что общая плата населения за коммунальные услуги в любом случае будет ограничена предельными индексами роста тарифов ЖКХ, которые устанавливает Правительство, и не может быть больше инфляции. А уже внутри максимальной суммы субъекты РФ могут сами распределить тарифы между оплатой за газ, электричество, вывозом мусора и другими коммунальными услугами.

Кобылкин отметил, что надо разобраться, почему в регионах не успели создать необходимые мощности. «Мы предлагаем все детально разобрать, доработать и оказать содействие. То, что отсутствует контроль со стороны федерального министерства, мы не можем не обратить внимание. Об этом уже сказал Анатолий Николаевич (Грешневиков, зампред комитета. — Прим. ред.). Предлагаем Минприроды совместно с регионами составить дорожную карту строительства объектов с конкретными сроками», — сказал глава экологического комитета Госдумы.